![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень жизни и социальное развитие
Уровень жизни – одна из главнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления материальных благ и услуг и степень удовлетворения целесообразных жизненных потребностей. Уровень жизни населения определяется уровнем доходов в сравнении с прожиточным минимумом и с потребительским бюджетом, уровнем заработной платы, развитием социальной инфраструктуры, политикой государства по регулированию доходов, влиянием профсоюзов, уровнем НТП и другими факторами. Стоимость жизни представляет собой денежную оценку благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение определенного промежутка времени и соответствующих установленному уровню удовлетворения потребностей. В общем значении термин «уровень жизни населения» представляет собой понятие «качество жизни». Следовательно, качество жизни включает в себя еще и удовлетворение духовных потребностей, условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, здоровье, продолжительность жизни, образование, природную среду обитания и т. д. Выделяется четыре уровня жизни населения: 1) достаток (потребление благ, которые обеспечивают полное формирование человека); 2) нормальный уровень (целесообразное потребление по научно доказанным нормам, дающее возможность человеку восстановить его физические и интеллектуальные силы); 3) бедность (крайне недостаточное потребление благ для нормальной жизнедеятельности); 4) нищета (минимальное потребление благ, не позволяющее удовлетворить самые элементарные физиологические и социальные потребности и дающее возможность только лишь поддержать жизнеспособность человека). Вследствие перехода к рыночной экономике произошло резкое снижение уровня жизни населения, усилилась дифференциация населения по уровню доходов. Повышение уровня жизни является первоочередным направлением общественного развития. Благополучие народа – это главный критерий прогресса. Так как в рыночной экономике основным условием является всеобщее потребление, то потребитель – это центральная фигура, вокруг которой все вертится. Следовательно, нельзя производить то, что не будет потребляться. Наиболее важными элементами уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Обобщенно условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают факторы производственной среды и трудового процесса (санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические), оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его благоустроенность, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, фотоателье, парикмахерских, ремонтных мастерских, предприятий ритуальных услуг, прокатных пунктов и т. д.), состояние общественного питания и торговли, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга непосредственно связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, используемая полностью по своему усмотрению, т. е. для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей. Вероятны три аспекта исследования уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода. Социальная политика государства – система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: - рост доходов и потребления населения, - повышение качества жизнедеятельности, - социальная защита граждан. В условиях переходного периода, когда происходит становление нового политического устройства страны, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации: 1) межгосударственный уровень взаимодействия социально-экономических, политических и других служб, предусмотренных договорами и соглашениями сторон для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, для развития спортивных и культурных связей, 2) федеральный (РФ) уровень, 3) региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональные уровни, 4) уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим гражданским законодательством (АО, ассоциации, союзы, фонды, товарищества), 5) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы общество ветеранов, общество потребителей), 6) уровень личностный и семейный. Формы проведения социальной политики: коллективная (массовая) и индивидуальная (личностная). При коллективных формах все субъекты социальной политики получают гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, зарплаты. При индивидуальной форме – государственные меры касаются конкретных граждан. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам. 4 группы методов социальной политики: 1. экономические, 2. административно- распорядительские, 3. правовые (законодательские), 4. идеологические. 1. включают тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, зарплату, доходы, социальные выплаты всех видов, 2. меры разрешительного (запретительного характера)- установление квот и выдача лицензий, запреты на продажу спиртного вблизи школ, 3. связаны с регулированием различных сторон деятельности подразделений потребительского комплекса на основе действующего пакета законодательных и нормативных актов. Например, в области регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм социального обслуживания населения, законы о государственных пенсиях, о труде, занятости, 4. методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества. В РФ известны следующие социальные программы: 1) " продовольственные" 2) " жилище" 3) " совершенствование оказания скорой неотложной медицинской помощи" 4) " безопасное материнство" 5) " дети России" 6) " развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой" 7) " социальная поддержка инвалидов" 8) " развитие санитарно-эпидемиологической службы" 9) " взаимопрофилактика" 10) " антиспид" 11) развитие образования 12) сохранение и развитие культуры и искусства 13) развитие экономики малочисленных народов Севера 14) развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ -Кавказских минеральных вод 15) улучшение ритуального обслуживания населения.Все эти программы дополняются подпрограммами. К сожалению, в настоящее время в РФ социальная сфера находится в плачевном состоянии: 1) преимущественно пассивный характер социальной политики, 2) низкая степень координации действий органов и служб, занимающихся решением социальных задач и проблем, 3) неразработанность федеральных законодательных и нормативных актов, регулирующих социальную политику, 4) недостаточное количество квалифицированных работников социальной сферы, 5) отсутствие государственной концепции и долгосрочной стратегии реализации социальной политики, 6) излишняя степень регионализации социальной сферы, отсутствие согласованности усилий федеральных и местных властей, 7) отказ государства поощрять и регулировать спонсорскую и благотворительную деятельность в области социального развития, поддержки, 8) слабая степень привлечения свободных денежных средств населения, направленных на социальные нужды.
|