![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды, методы и критерии оценки.
Виды оценок персонала следует различать по многим критериям, которые используются в производственной практике. 1) В соответствии с критериями систематичности выделяют: · Системную оценку, осуществляемую путем четкого определения всех важнейших признаков оценки (процесса оценивания, его периодичности, критериев оценки, способа измерения оценки). · Бессистемную оценку, при которой оценивающему лицу предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса оценки, критериев оценки. 2) В соответствии с критериями регулярности различают: · Регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например для определения размера вознаграждения. Обычно такие постоянные оценки проводятся один раз в полгода, в год, в два года. · Оценки, обусловленные каким-то событием, например: истечением испытательного срока, перемещением и передвижением по службе, желанием получить справку-характеристику с места работы, увольнением. 3) В соответствии с критериями, применяемыми для оценки, различают также следующие виды оценок персонала: · Количественная оценка — связана исключительно с количественными результатами, количеством произведенной продукции; для оценивания используется достигнутый результат. · Качественная оценка — учитывает качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива, ответственность и т.д.). Плановая оценка персонала обычно проводится по инициативе генерального директора, так как позволяет проанализировать положение дел внутри компании и помогает в выстраивании стратегии дальнейшего развития. Внеплановая оценка проводится, когда руководство вынуждено прибегнуть к данной процедуре, например, при найме нового работника, во время прохождения новым сотрудником испытания, при выявлении каких-либо проблем во взаимодействиях между подразделениями или реорганизации компании, ходатайством сотрудника о повышении оклада или переводе на новую должность и т. д. В этом случае инициатива исходит от непосредственного руководителя сотрудника. Для получения достоверной информации необходимо точно и объективно выделить показатели, по которым производится оценка. В этом случае важно установить четкие и продуманные критерии оценки персонала.
Деловая оценка персонала в процессе трудовой деятельности может осуществляться следующими методами: В зависимости от субъекта оценки выделяют индивидуальные, групповые методы и самооценка. По предмету оценки выделяются методы, применяемые для оценки личностных характеристик, результатов труда, процесса труда. По средствам представления информации выделяют вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические) и комбинированные методы. Некоторые исследователи представляют другую форму классификации методов: · по целям: прогностические и практические; · по результатам - на описательные (качественные), количественные и комбинированные; · по объекту - на методы оценки деятельности руководителей и методы оценки исполнительского персонала. Наиболее полной является классификация по объекту, субъекту и предмету оценки, согласно которой выделяют традиционные и нетрадиционные методы оценки.
|