Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция денег как средства обращения.(деньги служат посредниками м/у товарами.
3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, обеспечивая их владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Так, у людей возникает стремление к их сбережению.. 4. Функция денег как средства платежа. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, не связанную со встречным движением товаров схему движения). 5. Функция мировых денег. В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. 17. Спрос. Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса — деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной
Рис. 3.1. График спроса: D — спрос; Р — цена товара; Q — количество товара спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение представлено на рис. 3.1. Если цены растут, то спрос уменьшается. 18. Предложение(S)-это кол-во товара, которое может быть доставлено на рынок при различной цене. Зависимость величины предложения от цены описывается законом предложения: чем выше цена, тем при прочих равных условиях, тем больше величина предложения. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место. Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка 19. Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой. Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств. Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.
На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего восстановится равновесная цена. Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства: PD(Q) = PS(Q) Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения. 20. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то. 4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовы е - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги. 2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены. Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные 21. Эластичность характ-т чувствительность функции к изменению аргумента. Эластичность спроса по цене характерезует чувствительность Q спроса на изменение цены. *Показатели эластичности: 1) коэффициент точечной эластич-сти характериз-ет отношение процентного изменения кол-ва к процентному изменению цены.Формула: Если известна фун-я спроса, то используется точная формула: 2) Дуговая эластичность -это показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраж-ый кривой спроса на некотором отрезке.
Для линейной фун-ии коэффициент эластич-сти зависит только от соотношения р и Q. Например: если фун-я имеет вид:
Q=a-вp, то E=в*р/Q Поскольку фун-я D характ-ся отрицательной зависимостью м/у р и Q; Е всегда имеет отрицательное значение. При анализе эластичности берется положительное значение коэффициента |E|
3) Перекрёстная эластич-ть спроса характ-т чувств-ть спроса на товар Х при изменении цены на товар У: Е=Ру1*(Qх2-Qх1)/Qх1*(Ру2-Ру1); Е > 0 для взаимозаменяемых товр-в. Е < 0 для взаимодополняемых тов-в. 2. Эласт-ть спроса от дохода. Для большинтсва товаров Е> 0 Для низкокачеств. Е< 0 Е= (Q2-Q1)*I1/ (I2-I1)*Q1
|