Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы эластичности спроса






Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

§ наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

§ временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

§ доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

§ степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

§ разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

§ важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

22.

Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

Ценовой показатель эластичности предложения (Эластичность предложения по цене) показывает, на сколько процентов измениться объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага.

Ɛ sp=процентное изменение объема предложения данного блага/процентное изменение цены данного блага

Ɛ sp=∆ Qs/∆ PxP /Qs – точечный коэффициент эластичности

Ɛ sp=Q'(P)xP/Qs - производная функции предложения

Ɛ sp=Qs/∆ Px[(P1+P2)/(Qs1+Qs2) – дуговая эластичность

Коэффициент ценовой эластичности предложения должен быть неотрицательным: Ɛ sp≥ 0

Если Ɛ sp> 1, то предложение эластично по цене,

Если Ɛ sp< 1, то предложение неэластично по цене,

Если Ɛ sp=1, то предложение с единичной эластичностью.

Крайние случаи:

Нулевая эластичность. В этом случае кривая предложения строго вертикальна ∆ Q=0 при любых изменениях цены Ɛ sp=0.

Бесконечная эластичность. В этом случае кривая предложения строго горизонтальна: Ɛ sp=∞, ∆ Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.

Кривая предложения с постоянной эластичностью – это график степенной функции. Для предложения: Qs=BxP, где B=const> 0.

Ɛ sp=Вх(P/ВхР)=1. Для любой линии, выходящей лучом из начала координат, эластичность предложения по цене равна 1 в каждой точке: Ɛ sp=1. В точке (0, 0) эластичность предложения по цене неопределенна и не имеет экономического смысла.

Для линейной функции предложения эластичность предложения является переменной величиной и зависит от расположения линии предложения относительно осей координат.

Ɛ sp=∆ Qs/∆ PxP/Qs=(P/Q): (∆ P/∆ Q)

Делимым Tgα =BG/OG=P/Q,

Делителем Tgβ =BD/CD=∆ P/∆ Q,

Когда прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось цен, то угол наклона проведенной из начала координат в точку прямой (OB) будет больше угла наклона кривой предложения Tgα > Tgβ, значит (P/Q)> (∆ P/∆ Q) и Ɛ s> 1, т.е. предложение будет эластичным.

Если прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось Q, то угол наклона кривой предложения Tgα < Tgβ. (P/Q)< (∆ P/∆ Q) и Ɛ s< 1, т.е. предложение будет неэластичным.

В очень коротком (мгновенном) периоде под предложением принято понимать то количество товара которое может быть произведено материальных и трудовых ресурсов.В этом случае все факторы являются постоянными.

Это различие отражается на эластичности:

1) для мгновенного предложения, когда продукт уже произведен, его количество является величиной постоянной Ɛ sp=0. Продавцы не способны отреагировать на изменение цены.

2) В котором периоде предложение может приспособиться к изменившейся цене, и на значительной части кривой предложения Ɛ sp> 0.

3) В длительном периоде возможности приспособления еще шире, а эластичность больше, чем в коротком.

Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный.

 

23.

Эл-ть спроса и предложения влияют на налоговую политику гос-ва. На распределение налогового времени между производителем и потребителем.

Пример: предположим, что гос-во устанавливает налог на производство в абсолютной величине =t

Введение налога сокращает предложения, устанавливает новое равновесие.

Равновесная цена увеличивается до Р1. Именно по этой цене потребители будут покупать продукцию. Доход гос-ва от введения налога будет равен T=Q1*t

Предположим, что гос-во установило налог на потребителя, тогда спрос уменьшится.

Цена Р1-рыночная цена, по которой произв-ль будет реализовывать свою продукцию.

Цена для потребителя больше рыночной на величину налога. Потребитель платит больше, потому что спрос неэластичен. Большую часть платит производитель т.к. предложение неэластично. Таким образом независимо от того, кто формально платит налог, реальное время налога распределяется в соответствии с соотношением коэффициента эластичности

24.

потребительское поведение-это формулирование спроса на разнообразные товары и услуги. от формирования спроса зависит и предложение, т.е. именно потребители в рыночной экономике решают, что производить?

Современная теория потребительского поведения основывается на след. предпосылках:

1)суверенитет потребителя, т.е. способность потребителя воздействовать на производителя. Суверенитет потребителя сущ-т в том случае, если:

А)каждый потребитель самостоятельно принимает решение о том, какие товары, в каком кол-ве ему необходимы;

Б) деньги потребителя-это единственный источник дохода производителя;

В)сущ-т свобода потребительского выбора.

Эти условия могут не выполняться.

Пример: Во всех станах сущ-т законодательные ограничения производства и потребления некоторых товаров. Монополия. У потребителя вообще нет выбора.

Дотации производителя: неполнота инф-и. недобросовестная реклама

2) рациональность потребителя: потребитель четко знает какие у него потребности, потребительские предпочтения. И ведет себя в соответствии с этим

Не сущ-т объективной школы, позволяющей определить какой товар лучше, а какой хуже. Но каждый потребитель имеет свою объективную школу предпочтений. Причем потребитель стремится выбрать наиболее предпочтительный набор товаров.

25.

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага..В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл. Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах..Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос. Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности: TU=F(QA, QB,..., QZ), где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB,..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени. Используя кардиналистскую теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

¾ Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

¾ Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.

Математически закон убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:

26.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой является кардиналистская (количественная) теории полезности.Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал