![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переход от российских стандартов бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности
Начиная с 1998 г. Россия включилась в процесс перехода на международные стандарты составления финансовой отчетности Постановлением от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» Правительство РФ приняло программу реформирования российского бухгалтерского учета. Ее основная цель — приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности в связи с изменениями экономической системы, гражданско-правовой среды, характера общественных отношений, а также круга пользователей бухгалтерской отчетности. Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» одобрена одноименная концепция, в которой предусмотрено развитие отечественного учета по следующим основным направлениям: · повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; · создание инфраструктуры применения МСФО; · изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; · усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; · существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Концепцией предусмотрен двухэтапный переход на МСФО. · С 2007 г. обязателен перевод на МСФО консолидированной отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным стандартам (GAAP). К общественно значимым должны быть отнесены те хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц. К ним относятся открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации. · С 2008 по 2010 г. планируется обязательный перевод на международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) консолидированной отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным стандартам. Под консолидированной отчетностью понимается финансовая (бухгалтерская) отчетность группы предприятий, являющихся юридическими лицами, в которой одно (материнская компания) оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других юридических лиц (аффилированные лица). Консолидированная отчетность составляется материнской компанией. МСФО — система положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Стандарты предназначены для подготовки той финансовой отчетности, которая рассматривается пользователями в качестве основного источника финансовой информации о компании. Применение МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. Эти стандарты не являются сводом строгих, детальных правил — они устанавливают только общие принципы и требования. Подход к их реализации определяется каждой организацией самостоятельно исходя из конкретной экономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российской бухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетных регистров. МСФО — это стандарты отчетности, т.е. документы заключительного этапа бухгалтерской работы. Согласно МСФО не столь важно, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности. Приоритет отдается экономическому содержанию, которое более соответствует реально происходящим хозяйственным процессам. Сказанное можно проиллюстрировать простым примером. В российском учете выручка от продажи товаров признается тогда, когда передается право собственности на товар. В МСФО выручка признается в момент, когда покупателю передаются все существенные риски и выгоды и продавец более не контролирует эти товары и не выполняет управленческие функции в отношении этих товаров. Поэтому, например, при заключении договора с условием о переходе права собственности только после оплаты за переданный товар в российском учете до получения денег товар будет числиться на балансе продавца, а по правилам МСФО должен включаться в выручку после фактической передачи и утраты над ним контроля. Что касается практического перехода российских организаций на международные стандарты, то в настоящее время формирование отчетности, отвечающей требованиям МСФО, возможно двумя способами: ведением параллельного учета или путем трансформации отчетности, полученной по Российскому стандарту бухгалтерского учета (РПБУ). Первый способ более продолжительный по времени составления и более затратный. Его преимущество: формирование одновременно с составлением отчетности по отечественным стандартам позволит получить высокую степень надежности результатов. Второй способ: отчетные данные по РПБУ корректируются на сумму их расхождений с МСФО. Его преимущества — небольшие финансовые расходы и малые затраты времени. В то же время повышаются риски появления неточностей и ошибок, поскольку конечная отчетность формируется только после составления отчетности по российским стандартам. Несмотря на это именно второй способ является в настоящее время более распространенным. Заключительный этап трансформации — процесс формирования финансовой отчетности. На этом этапе помимо самих форм отчетности очень важное значение имеют примечания к ней. Эти примечания, как правило, по объему очень значительны. В них дается описание основной отчетности. Один из основных принципов МСФО — ее прозрачность и надежность, когда подробным образом раскрывается информация, даются пояснения, расшифровки по статьям и т.д. МСФО — это постоянно обновляемая система нормативного регулирования учета, она претерпевает изменения и дополняется новыми стандартами. В настоящее время все генерирующие и сетевые компании, выделившиеся из ОАО РАО «ЕЭС России», осуществляют учет и проходят аудит по этим стандартам. Без информации, которая представляется по этим стандартам, невозможно было бы привлечь в российскую энергетику международных как стратегических (Enel, E.on, Fortum), так и портфельных инвесторов, а значит – получить десятки и сотни миллиардов рублей на развитие. Даже энергокомпании Дальнего Востока, где в настоящее время существуют большие ограничения в функционировании рынка э/э в настоящее время и нет возможности привлечь инвесторов в акционерный капитал, готовят и аудируют отчетность по МСФО для привлечения долгового финансирования.
|