Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научного исследования






Принцип социологизма. В основе классической модели регионального научного исследования лежит принцип социологизма, сочетающий два аспекта: предметный и методологический. Предметный аспект принцип социологизма проявлялся в холизме – интерпретации регионального социума как целостной социальной реальности, и в социальном детерминизме, в рамках которого этот социум представляется в виде социетальной системы с жесткой взаимозависимостью ее различных структур.

Предмет научного исследования. Предметом классической модели регионального научного исследования выступает надындивидуальная социальная реальность, и это ориентирует исследователей на изучение, в первую очередь, социальных интересов, отношений, процессов и структур. В противовес «индиви­дуалистическому» подходу в социальном познании представители классической модели регионального научного исследования используют «коллективистический» подход, согласно которому глав­ными действующими лицами в социальной действительности провозглашаются не отдельные личности, а социальные группы. В рамках этого подхода индивидуальное начало, если и удостаивается внимания, то всегда выводится или сводится к социальному.

В рамках классической модели регионального научного исследования социальные факты рассматриваются как своего рода «вещи», изолированные от того «живого» контекста, в котором они реально существуют. Это превращает изучаемые социальные практики в «мертвый» корпус научных фактов, требующих рационального объяснения.

Когнитивная стратегия. Методологический аспект принципа социологизма реализуется в когнитивной стратегии классической модели научного исследования, которая носит номотетический характер. Представители классической модели научного исследования считают, что оно начинается с установления и описания фактов и затем переходит к их обобщению и установлению законосообразных связей между ними. Однако в рамках номотетической стратегии эмпирически данный объект не представляет собственно научной ценности. Такую ценность он приобретает только в значении типа, т.е. идеализированного объекта, лишенного индивидуальных характеристик. Сами же эти характеристики рассматриваются как проявление сущности социальных событий и процессов.

В классической модели регионального научного исследования идеализированные объекты социальной реальности предстают в виде устойчивых социетальных систем и структур, подчиняющиеся в своем развитии и функционировании определенным социальным законам и закономерностям. Номотетическая стратегия классической модели регионального научного исследования ориентирует ученого, с одной стороны, на познание общего, приобретавшего форму социального типа, а с другой – на открытие социальных законов и установление социальных закономерностей в развитии и функционировании регионального социума. Поэтому исследователи, выясняя то, как это есть «на самом деле» стремится к установление того «общего», что присущего определенному классу социальных явлений, установлению взаимосвязей между ними и их «повторяемости» в региональном социальном процессе.

Такое стремление в рамках классической модели регионального научного исследования сопровождается интерпретацией научных фактов в русле «понятийного дискурса» и рациональным их объяснением. При этом используются две объяснительные процедуры. Первая связана с традицией, идущей от позитивистов, в рамках которой процедура объяснения сводится к подведению социальных фактов под определенную теорию в процессе «восхождения от абстрактного к конкретному». Вторая традиция идет от логических позитивистов, которые выдвинули требование о том, что социальные теории должны выводиться из фактов путем их объяснения. Логическими позитивистами была предложена концепция объяснения, получившая название «дедуктивно-номологической модели объяснения», которая, по их мнению, является идентичной и в естественных, и социально-гуманитарных науках. В структуре этой модели выделяются следующие элементы: 1) экспланандум – суждения о фактах, событиях, которые подлежат объяснению; 2) эксплананс – то, на основе чего осуществляется объяснение; 3) логический, дедуктивный вывод экспланандума из эксплананса. В свою очередь, эксплананс состоит из двух составляющих: 1) общих законов, которые используются в объяснении; 2) высказываний, фиксирующих конкретные условия, в которых существует или протекает объясняемое явление.

В целом номотетическая стратегия классической модели регионального научного исследования предполагает создание такого рода теоретических концепций, с помощью которых исследователь мог бы охватить все стороны социальной реальности в единой логически непротиворечивой системе эмпирического и теоретического знания. Эти знания, рассматриваемые как своего рода «слепки» с объективных отношений самой социальной реальности, в классической науке претендуют на статус научных истин, верифицируемых логикой научного исследования и социальной практикой.

Стратегия классической модели регионального научного исследования обусловлена таким стилем научного мышления, который можно назвать объективистским, социологистско-номотетическим.

Неклассическая модель регионального научного исследования. Неклассическая рациональность. Основой неклассической модели регионального научного исследования является: неклассическая рациональность и аксиологический, номиналистско-идиографический стиль научного мышления.

Классическая рациональность рассматривает социальную реальность как объект, а социальные факты как «вещи», элиминируя сложные «живые» коммуникации. Поэтому классическая рациональность трактует научно-исследовательскую деятельность как субъектно-объектное отношение. Неклассическая рациональность воспринимает социальную реальность как сложный и уникальный мир социальной повседневности, основанием которой выступают различные уникальные социальные практики и духовные коды жизнедеятельности людей. Поэтому неклассическая рациональность рассматривает научно-исследовательскую деятельность как субъект-субъектное отношение, как диалог культур.

Классическая рациональность провозглашает принцип «нейтральности» субъекта научного познания. Она игнорирует его деятельностную природу и удаляет из процедур объяснения все то, что не относилось к объекту науки. Неклассическая рациональность, наоборот, исходит из деятельностной природы субъекта научного познания. Она предлагает осмысливать соотнесенность объяс­няемых характеристик предмета научного исследования с особенностями средств и операций научной деятельности.

Если классическая рациональность апеллирует к научной теории, то неклассическая рациональность – это апология «здравого смысла» и «метафизика обыденности». В неклассической рациональности «здравый смысл», или «обыденный разум», находит выраже­ние в том, что отражает «повседневную аксиологию», основанную на методологии «самоочевидности». В рамках этой аксиологии сложилось представление о ценностных константах жизни, настолько устойчивых, неизменных и самоочевидных, что обращение к ним не подразумевало особой проблемы. Поэтому методология «самоочевидности» строится на предположении о том, что в социальной реальности сущест­вуют некоторые предопределенные стереотипы восприятия и схемы поведения людей как своеоб­разные стандарты человеческих действий.

В неклассической рациональности «здравый смысл» часто приводит к тому, что социальная действительность замещается различными «реальностями», соответствующими разнооб­разным суждениям и точкам зрения, обнаруживаемым в научном дискурсе. Это делало результаты, полученные в рамках неклассической модели регионального научного исследования, скорее «правдоподобными», чем «истинными». А само «правдоподобие» основывается на определенной социальной договоренности, на ком­промиссе между различными представлениями, ценностями и вари­антами восприятия социальной действительности. Неклассическое «здра­вомыслие» и «правдоподобие» в этом плане оказывается достаточно близким к художественно-литературному мировосприятию.

В связи с этим неклассическая рациональность не могла не пойти на разрыв с забывшей о человеке классической моделью научного исследования, предметом которой выступает лишь надындивидуальная социальная реальность в ее целостности и каузальности.

В формализованном виде классическую модель регионального научного исследования можно представить следующей схемой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал