Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 4. Виды региональных научных исследований
Фундаментальные научные исследования занимаются приращением нового предметно-теоретического и теоретико-методологического знания знания, его обоснованием и проверкой. В фундаментальных научных исследованиях движущим мотивом научного поиска является верификация или фальсификация существующих теорий, получение новых научных фактов и создание новых научных теорий, совершенствование или создание новых понятий и концепций, разработка и обоснование новых методологических подходов и научно-исследовательских методик. Прикладные научные исследования представляют собой применение теоретических знаний, созданных фундаментальной наукой, к решению практических проблем. Поэтому прикладные региональные научные исследования – это практически-полезное применение уже апробированного фундаментального знания. Однако заимствуя понятия, теории и принципы фундаментальных научных исследований, ученые-прикладники переинтерпретируют их в соответствии с практическими задачами прикладного исследования. Поэтому прикладные региональные научные исследования отличается от фундаментальных прежде всего практической направленностью. Отсюда миссия фундаментальных наук – научные открытия. Цель фундаментальных научных исследований – получение принципиально нового научного знания. Миссия прикладных наук – обслуживание интересов и потребностей менеджмента и бизнеса. Цель прикладных научных исследований – решение практических задач и достижение реального социального эффекта. В этом плане прикладные региональные научные исследования являются сервисным элементом региональных управленческих практик. Специфика прикладных региональных научных исследований заключается в том, что они имеют свои методы и организацию научных исследований; собственный язык и терминологию; специфический вид гипотез, которые формируются не на основе теории, а в результате практических соображений, и представляют «веер» альтернативных вариантов; детально проработанную систему практических рекомендаций, планов, сроков и этапов внедрения; четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения; особую систему этических норм, профессиональную подготовку ученых, пакет заказов и принципы оплаты труда. Можно выделить такие разновидности прикладных региональных научных исследований, как: 1) описательное, 2) аналитическое, 3) диагностическое, 4) оценочное. Цель описательного исследования – получить эмпирической информации о практически-значимых социальных проблемах. Целью аналитического исследования является построение эмпирической модели социального явления и его объяснение. При этом исследователь-прикладник выбирает из всего множества переменных и индикаторов, относящихся к теме, только те, которые можно затем использовать в практике принятия решений. Диагностическое исследование направлено на получение надежной информации о состоянии объекта изучения и роли в нем различных ситуационных факторов. При этом методология диагностики предполагает не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных с целью установления приоритетов практических мероприятий и выбора способа практических действий. Оценочные исследования – это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить – в социальных, экономических или политических терминах – конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы. В фундаментальных и прикладных региональных научных исследованиях различная научная стилистика. Фундаментальные научные исследования ценятся за эмпирические находки, элегантность и простоту теорий, методологическую изощренность и абстрактность. В прикладных научных исследованиях главное внимание уделяется эффективному решению практических «головоломок» заказчика. Поэтому ученые-прикладники менее щепетильны в отношении описания методологии и методики своего научного исследования. Обычно методология в прикладном научном исследовании очень редко формируется вначале как развернутое и завершенное целое, как правило, она «выкристаллизовывается» в самом процессе и приобретает более или менее структурированный вид по мере приближения исследования к завершению.
|