Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 2. Логика регионального научного исследования






Среда

Эта схема представляет собой когнитивную модель регионального научного исследования. В этой модели особое место отводится понятию среды как условия протекания научно-исследовательской деятельности.

Среда регионального научного исследования. Среда регионального научного исследования включает самые различные факторы, влияющие на когнитивную деятельность ученого-регионоведа, составляющие в совокупности ее социальные, политические, идеологические, культурные и эпистемологические контексты.

Таким образом, региональное научное исследование представляет собой куль­турно-эпистемологически организованную активность субъекта когнитивной деятельности. Эта когнитивная деятельность является мотивированной активностью, направленной на цель. При этом созна­тельный мотив, или интенция когнитивной деятельности, является ее субъективным смыслом. Интенция – это направлен­ность мышления на определенный предмет, поэтому всякая деятельность, связанная с конкретным мотивом, носит предметно-осмысленный характер.

Когнитивный интерес и актуальность темы научного исследования. Мотивом когнитивной деятельности ученого-исследователя выступает познавательный интерес к определенному фрагменту социальной реальности, или объекту, научного исследования. Таким объектом могут быть и региональные социальные процессы, и наполненные индивидуальным смыслом человеческие действия. В данном случае объект – это то, что вызывает у исследователя когнитивный интерес. Как считают некоторые исследователи, когнитивный интерес, возникнув и сформировав­шись, входит в набор ценностей определенной эпохи, в ее ценностную парадигму. При этом обособившись от свое­го объективного источника, он приобретает культурную и познавательную самостоятельность. В этом смысле когнитивный интерес, с одной стороны, выступает промежуточным звеном между научным исследованием как когнитивной деятельностью и его культурно-эпистемологическим контекстом. С другой стороны, когнитивный интерес, закрепившись в основных познавательных структурах, приобретает статус не только мотива, но и методологической установки, организующей и направляющей региональное научное исследование.

Когнитивный интерес как мотив научно-исследовательской деятельности, направленный на познавательное «овладение» тем или иным сегментом социальной реальности, позволяет в первом приближении определить тему научного исследования как сферу реализации этого интереса. Кроме когнитивного интереса, выбор темы регионального научного исследования обусловливается ее актуальность. При этом надо различать социально-практическую и научную актуальность темы научного регионального исследования. В первом случае речь идет об актуальности темы научного исследования как его значимости для понимания и объяснения тех событий или процессов, которые происходят в региональном социуме, и, соответственно, научной интерпретации региональных социальных практик и обоснования региональные управленческих воздействий. Во втором случае речь идет об актуальности темы научного исследования как его значимости для развития той или иной отрасли регионалистики.

Критика «предпосылочного» знания и научная проблема. По мере осознания когнитивного интереса как мотива познавательной деятельности он трансформируется в цель. Однако это осознание означает не одноментальный акт, а является результатом ряда осознанных действий, связанных в первую очередь с выяснением и критикой того, что уже известно в науке об объекте познавательного интереса. Это известное оформляется в виде системы «предпосылочного» научного знания, критика которой сопровождается рефлексией по поводу ее аутентичности, т. е. полноты и достоверности презентации объекта в этой системе.

Полнота научного знания об объекте познавательного интереса устанавливается путем соотнесения существующих научных знаний с когнитивной моделью объекта познавательного интереса, возникающей в методологическом сознании исследователя в ходе интериоризации этих знаний. Установление достоверности презентации объекта в системе «предпосылочного» научного знания происходит двумя путями. Первый путь – это выявление противоречий в этой системе научного знания. Второй путь – это соотнесение системы «предпосылочного» знания с научными представлениями самого субъекта регионального научного исследования, в ходе которого научные знания об объекте познавательного интереса делятся на три части: 1) знания, противоречащие представлениям ученого-исследователя; 2) знания, вызывающие сомнения и требующие верификации; 3) знания, вписывающие в когнитивный континуум субъекта регионального научного исследования.

Выявление неполноты в системе предпосылочного научного знания (когнитивных лакун), установление противоречий внутри системы, а также противоречий между системой и представлениями субъекта познания, появление когнитивных сомнений – все это создает ситуацию интеллектуального напряжения, порождающего проблемное поле регионального научного исследования. В рамках этого поля субъект регионального научного исследования формулирует научную проблему в качестве вопроса, отвечая на который он предполагает и больше узнать о социальной реальности, и глубже постичь тот или иной ее фрагмент, т. е. получить новое знание об объекте познавательного интереса. Поэтому региональное научное исследование собственно начинается с постановки научной проблемы, поскольку именно проблема придает региональному научному исследованию целенаправленный характер.

Цель и предметная область научного исследования. Целью регионального научного исследованию исследования, непосредственно вытекающей из научной проблемы, является осознанное получение нового научного знания в процессе поиска истины. Цель регионального научного исследования, ориентирующая ученого на получение нового научного знания, определяет то, что в связи с этим будет изучаться, т.е. какова будет предметная область конкретного научного исследования.

Предметная область регионального научного исследования, однако, очерчивает только когнитивные границы, в рамках которых возможно получение нового научного знания, но не когнитивный топос его получения. Чтобы выделить этот топос, надо установить когнитивные зоны, в рамках которых и будет осуществляться научно-исследовательская деятельность. Эти зоны задаются познавательными задачами конкретного научного исследования, вследствие чего само региональное научное исследование станов ится когнитивной деятельностью, направленной на решение этих задач.

Системный анализ объекта, задачи и предмет научного исследования. Постановка задач регионального научного исследования осуществляется в рамках методологического сознания ученого на основе предварительного системного анализа объекта исследования. Этот анализ предполагает построение когнитивной модели объекта регионального научного исследования как теоретической системы, воспроизводящей существенные свойства его объекта как познавательной целостности.

В этом плане системный анализ объекта регионального научного исследования представляет собой моделирование его предметного поля, концептуальное его расчленение и детализацию, которые позволяют наметить основные направления научного поиска, сформулировать общую и частные исследовательские гипотезы. Системный анализ объекта региональногоу научного исследования как когнитивной целостности позволяет наметить ключевые понятия, операционализировать их в соответствии с целью конкретного регионального научного исследования и разработать его категориальный аппарат.

Операционализация ключевых понятий регионального научного исследования предполагает их интерпретацию и «приближение» его категориального аппарата к тому фрагменту социальной реальности, который выделен познавательным интересом ученого в качестве объекта научного исследования. Интерпретация понятий предполагает, во-первых, их инструментализацию, т. е. уточнение спецификации применения понятия к данному объекту регионального научного исследования; во-вторых, редукцию значения понятия к эмпирическим признакам (индикаторам) объекта научного исследования; в-третьих, установление логической связи между понятиями в категориальном аппарате конкретного регионального научного исследования.

Таким образом, постановка исследовательских задач, выполненная в результате системного анализа объекта регионального научного исследования, позволяет определить его предмет в виде списка вопросов, ответы на которые позволят добиться поставленной цели и реализовать когнитивную стратегию конкретного научного исследования, направленную на получение нового научного знания о том или ином фрагменте регионального социума, с помощью научных средств, принятых в определенном ученом сообществе..

Средства научного исследования. В качестве средств регионального научного исследования выступают, с одной стороны, источники эмпирической информации, с другой – так называемые «внеисточниковые знания», или «предпосылочные» теоретические знания» предметного и методологического содержания, творчески переработанные и интериоризированные субъектом научно-исследовательской деятельности.

Ученый изучает «фрагменты» социальной реальности посредством изучения информации о ней, закодированной в различных текстах-источниках, которые представляют собой определенные формы презентации этой реальности. Поэтому необходимым условием регионального научного исследования является наличие репрезентативной его источниковой базы. Репрезентативность этой базы определяется представительностью и аутентичностью содержащейся в ней эмпирической информации. Представительность информации определяется степенью ее полноты, а аутентичность – степенью соответствия изучаемым «фрагментам» социальной реальности.

Источники эмпирической информации являются артефактами, содержащими непреднамеренную или преднамеренную, скрытую или явную информацию о тех или иных фрагмента социальной реальности, отображенной в различных ракурсах интерпретации. Степень репрезентативности эмпирической информации определяется с помощью различных методов внешней и внутренней критики текстов-источников. Внешняя критика источников связана с установлением места, времени и условий создания текста, что позволяет выявить влияние внешних факторов на содержание эмпирической информации. Внутренняя критика направлена на декодирование эмпирической информации, на понимание ее значения и постижение ее смысла.

Представительная и аутентичная источниковая информация является эмпирической основой регионального научного исследования, позволяющей реконструировать те или иные «фрагменты» социальной реальности. Определенное количество репрезентативной источниковой информации, рассматриваемое ученым как единое и неделимое целое и используемое им в качестве эмпирической основы научного исследования, получило название научного факта. На основе этих фактов путем их систематизации исследователь описывает «фрагменты» социальной реальности, что является эмпирической стадией регионального научного исследования.

В структуру «предпосылочных» знаний входят различного рода теоретические представления ученого о том фрагменте социальной реальности, которая выступает предметом его научного исследования. Эти теоретические представления иногда называют паттернами. Паттерны – это «призмы», сквозь которые ученый смотрит на предмет своего исследования, и которые позволяют, с одной стороны, репрезентовать социальную реальность в научном знании, а с другой – презентовать в нем представления самого исследователя об этой реальности. Паттерны – это результат деятельности научных сообществ, именуемых научными школами, для которых характерны: 1) познавательный интерес к определенной тематике региональных научных исследований; 2) общие принципы постановки и решения исследовательских задач; 3) общность теоретических представлений по данной тематике. Паттерны в методологическом сознании ученого являются теоретическим источником креативной профессиональной деятельности исследователя.

В структуру «предпосылочных» теоретических знаний входят также теоретические знания о том, как можно изучать предмет регионального научного исследования, т. е. знания методологического характера. Рефлексируя по поводу разных возможностей изучения предмета исследования, ученый, выбирая одну из методологических возможностей, трансформирует вопрос о том, как можно его изучать, в установку – как надо изучать этот предмет. Тем самым определенные теоретические знания гносеологического характера приобретают функцию методологической установки.

Научно-исследовательские действия. Знания методологического характера, превратившись в методологические установки ученого, определяют способ его когнитивной деятельности, которую можно разложить на ряд (или совокупность) отдельных научно-исследовательских действий, каждое из которых имеет свою собст­венную цель, связанную с решением частных познавательных задач с помощью конкретных познавательных процедур. В единый ряд (или совокупность) все эти действия объеди­няет их подчиненность общей цели, ориентирующей исследователя на получение нового научного знания.

Процедурную последовательность научно-исследовательских действий ученого можно описать следующей схемой: 1) поиск и мобилизация эмпирической информации о предмете исследования (эмпирическая эвристика), 2) анализ эмпирической информации и установление научных фактов (эмпирическая аналитика), 3) синтез научных фактов (эмпирическое описание предмета научного исследования), 4) теоретическая и ценностная интерпретация научных фактов (получение научных знаний о предмете научного исследования теоретического и аксиологического содержания), 5) концептуализация теоретических и ценностных знаний (когнитивная конструкция предмета научного исследования в виде целостной системы непротиворечивого научного знания теоретического и акиологического содержания).

При этом можно выделить два уровня интерпретации отдельных научно-исследовательских действий ученого-регионоведа. Первый уровень связан с рассмотрением того или иного действия как элемента научно-исследовательской деятельности, связанной с производством нового знания в рамках индивидуального методологического сознания. Второй уровень – с рассмотрением действия в культурно-эпистемологическом контексте научно-исследовательской деятельности, поскольку индивидуальное методологическое сознание, из которого исследователь черпает интенции своей научной деятельности, является порождением этого контекста. Поэтому всякая когнитивная деятельность ученого как совокупность научно-исследовательских действий представляет собой единство двух сторон: внутренней и внешней. Внутренняя сто­рона научно-исследовательских действий, обусловленная осознанными мотивами-целями, представляет собой последовательность отдельных мыслительных действий, направленных на достижение цели. Внешняя сторона научно-исследовательских действий есть когнитивная активность субъекта научного познания, которая направлена на среду научного исследования, на взаимодействие с текстами и представляет собой совокупность «действий-диалогов», связанных с достижением целей.

В ходе рефлексии ученого над своими научно-исследовательскими действиями, его собственная научная деятельность становится чем-то внешним, к че­му он относится так же, как и всякий сторонний наблюдатель. И в этом смысле ученый по отношению к своей исследовательской дея­тельности выступает как интерпретатор. Это дает возможность исследователю понимать свою научно-исследовательскую деятельность определенным образом, т.е. приписывать своим научно-исследовательским действиям определенный смысл. Поэтому региональное научное исследование как особый вид когнитивной деятельности предполагает постоянную интерпретацию и переинтерпретацию ученым своей когнитивной активности.

Однако следует отметить, что внешний наблюдатель (методолог) может понять научно-исследовательскую дея­тельность ученого гораздо полнее и глубже. Для внешнего наблюдателя научная дея­тельность исследователя – это своего рода текст, который отчужден от своего автора и суще­ствует самостоятельно. А такой текст каждый интер­претатор может понимать по-разному. В этом смысле автор – лишь один из интерпретаторов. Конечно, у автора имеется интерпретация созданного им текста, но она не более правомерна, чем другие интерпретации. Поэтому смысловые характеристики когнитивной деятельности исследователя можно представить в ви­де своеобразной системы координат индивидуального и контекстуального смысла.

Научно-исследовательские действия ученого базируются на определенной совокупности научных методов и приемов, которые в систематизированном виде представляют собой методику регионального научного исследования, степень владения которой является показателем профессионального мастерства регионоведа-исследователя.

Результат научного исследования. Результатом регионального научного исследования является новое научное знание эмпирического, теоретического и аксиологического содеражния, полученное при соблюдении принципов научности, легитимных для определенного научного сообщества. Некоторые ученые считают, что результат научного исследования, выраженный в системе нового научного знания, является необходимым его элемен­том, и если он не достигнут, то вообще нельзя говорить о том, что научно-исследовательская деятельность была осуществлена.

Вместе с тем при оценке результатов научного исследования надо исходить из того, что тот или иной ученый может получить новое знание, но является ли оно научным – это еще вопрос. Разумеется, ответ на это вопрос должен быть следствием внутренней рефлексии самого исследователя. Но этого не достаточно – нужна внешняя рефлексия, т.е. профессиональная экспертиза со стороны научного сообщества, к которому принадлежит исследователь. Однако и в этом случае вердикт будет относительным, поскольку всякая внешняя интерпретация деятельности исследователя носит гипотетический характер. Тем более риск ошибки возрас­тает, когда мы пытаемся понять научную деятельность исследователя, работающего в другой культурно-эпистемологической среде и придерживающегося иных методологических установок. Методологическое сознание и индивидуальные смысловые контексты такого исследователя будут сильно отличаться, научные значения и смыслы, которые он приписывает своим когнитивным действиям, могут существенно отличаться от того, которые приписали бы этим действиям другие ученые. Может случиться так, что эти – другие ученые вообще не увидят в когнитвной деятельности такого ученого какого-то ни было научного смысла.

Атрибутивные признаки научности регионального исследования. Рассмотрение регионального научного исследования как особого вида когнитивной деятельности, имеющей определенную структуру и логику, позволяет выявит такие его существенных характеристик, которые можно назвать его атрибутивными признаками научности. В формализованном виде эти признаки можно представить в виде следующей схемы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал