Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В современной регионологии
Новый тип методологического сознания. В такой когнитивной ситуации формируется особый тип методологического сознания ученого, который может быть описан следующими тезисами: 1. Реальность как внешний для исследователя «мир» социальных взаимодействий в регионе сам по себе не дает никаких гарантий адекватности научного знания о нем. Об этой реальности можно говорить на разных языках, в контексте различных теорий, с учетом различных интересов и перспектив. В региональном научном исследовании теория определяет в первую очередь, что может (или должно) быть наблюдаемо в этой реальности. 2. Научное познание, протекающее при определенных культурно-когнитивных условиях, обусловлено стилем мышления научного сообщества, к которому принадлежит ученый, и его методологическими установками. 3. Исследователь, веря в целесообразность (или смыслосообразность) реального мира, создает картину реальности в виде системы когерентных понятий и логически непротиворечивых умозаключений так, что, будучи поставленной на место реального «мира», эта картина посылает такие же личные его «послания», как и сам «мир». Поэтому научные знания как результат регионального исследования всегда контекстуальны и индексикальны, поскольку они обусловлены познавательным контекстом и отмечены индексом схематизма, на основе которого они транслируются. 4. Научные знания как репрезентации «реального мира» не являются его «репродукциями», «отражениями», поскольку эти репрезентации несут на себе «почерк» познающего. Поэтому научные знания, зависимые от контекста и перспективы, имеют статус когнитивных конструкций, они концептуально относительны, их нельзя априори защитить от скептических возражений. 5. Исследователь, создавший «картину реальности», может утверждать, не опасаясь фактических опровержений, что он в действительности познал некую сторону «реального мира», хотя это утверждение не может быть никогда прямо доказано. В рамках такого методологического сознания региональное научное исследование приобретает онтологическую «скромность»: оно утрачивает социальную реальность «саму по себе» в той мере, в какой эта реальность трансформируется в знаки, символические формы и тем самым в разные «картины реальности», из которых ни одна не может быть признана единственно правильной. Региональный «мир» начинает встречать ученых в разных ипостасях, которые исследователи выбирают для конкретной научной «встречи». В результате региональные научные исследования приобретают последовательно антиномическое содержание. Мультипарадигмальность современного научного познания и проблема истины в региональных научных исследованиях. Методологическая ситуация в современной проявляется в особым состоянии методологического сознания исследователей-регионоведов, которое характеризуется фрагментарностью и разорванностью. В нем конкурируют между собой множество познавательных парадигм. Одни исследователи называют такое состояние методологическим плюрализмом, другие – методологическим сепаратизмом. В исследовательской практике, где постепенно утверждается принцип методологического плюрализма, представители различных течений и школ отдают предпочтение разным методологическим подходам, используют специфические научные тезаурусы и создают конкурирующие между собой теории предметного содержания. В результате современная регионология стала «ярмаркой идей» и превратилась в мультипарадигмальную научную дисциплину, для которой характерно наличие множества конкурирующих между собой парадигм регионального научного исследования. Это превращает научное исследование в когнитивное поле многообразных мнений и интеллектуальных «языковых игр», в результате которых социальная реальность растворяется во множество теоретических конструктов и ценностных концептов, смысловых миров и метафорических значений. Сложившаяся методологическая ситуация в современной науке актуализировала интерес к вопросу о субъективном «мире» научного знания, в котором обнаруживает себя объективный «мир реального». Поскольку в современном методологическом сознании постепенно преодолевается «жажда объективности», свойственная рассудочно-социологической эпистемологии, и формируется представление о том, что «мир» становится реальностью в соответствии с познавательным контекстом, постольку региональное научное исследование начинает рассматриваться как конструирование этого «мира», а научное знание – как книга о социальной реальности, пишущаяся вновь и вновь различным образом в языках тех или иных культур. В связи с этим в методологическом сознании исследователей в последнее время актуализировалась проблема научной истины. В теории социально-гуманитарного познания существует два альтернативных подхода в трактовке научной истины. Один из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия научного знания объективной социальной действительности. Другой – на принципе когеренции как связи научного знания с процедурами научного мышления. В первом случае истина приобретает статус объективного научного знания, которое воспроизводит социальную реальность в процессе ее реконструкции в ходе научного исследования. Это переводит проблему истины в научном познании в плоскость адекватности научного знания социальной действительности. Во втором случае происходит деонтологизация истины. Она лишается объективного статуса и мыслится как субъективный концепт, который создается исследователем в ходе конструирования социальной реальности. Это трансформирует проблему истины в проблему интерпретации, и истина начинает реализовывать себя сугубо в контексте языковой реальности. В формализованном виде представление об альтернативных подходах в трактовке научной истины дает следующая схема.
|