Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональное научное исследование
Понятие и специфика регионального научного исследования. Региональное научное исследование – это особый вид когнитивной деятельности, которая имеет определенную структуру и логику, соответствует атрибутивным признакам научности и направлена на получение принципиально нового знания о социально-территориальном (региональном) комплексе. Региональные научные исследования отличаются прежде всего спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит от интерпретации понятия «регион» и выбора его структурообразующих факторов. В современной научной литературе это понятие трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво. Чаще всего под регионом понимается: 1) природно-климатическая зона; 2) географическая территория; 3) экономический или хозяйственно-экологический район; 4) историко-культурный ареал; 5) административно-территориальное образование; 6) межгосударственная территория. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «регион» как предметная область региональных научных исследований должен обладать не только географической, геополитической, геоэкономической, но и информационно-поведенческой, и историко-культурной однородностью и, следовательно, внутренней целостностью. В настоящее время формируется новая научная дисциплина – регионалистика, или регионология, возникновение которой является своего рода реакцией на «социальный заказ», возникший под воздействием процессов регионализации в современной России. Однако сегодня можно говорить о начальном этапе формирования регионологии в качестве самостоятельной научной дисциплины: пока она только пытается сформулировать свой собственный предмет исследования и в основном аккумулирует научные знания, почерпнутые из других научных дисциплин экономического и социально-гуманитарного профиля. Однако в отличии от этих дисциплин регионология не абсолютизирует тот или иной регионообразующий фактор, а стремится к комплексному изучению региона. Поэтому некоторые исследователи считают, что предметом регионологии является регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая целостность. Определение предметной области региональных социально-гуманитарных исследований зависит не только от интерпретации понятия «регион», но и от выбора его структурообразующих внутренних и внешних факторов. К числу таких его внутренних факторов обычно относят: 1) историю региона; 2) государственное и территориальное устройство; 3) географические и климатические условия, природные ресурсы; 4) народонаселение, его динамику, расселение и урбанизацию; 5) социальный и этнический состав населения; 6) экономико-географическое состояние, 7) трудовые ресурсы. История региона как история хозяйственного его освоения и формирования территории имеет очень важное значение для понимания многих современных региональных проблем. Государственное и территориальное устройство региона позволяет определить его место и статус в административно-территориальном делении страны; выявить административно-территориальное деление самого региона, показать систему органов региональных органов государственной власти; выявить характер взаимоотношения региона и центра, роль центра в развитии региона. Географические и климатические условия, природные ресурсы региона оказывают существенное влияние на региональное сообщество. Размеры территории региона и его геополитическое положение, состояние его границ, среда обитания, состояние сельскохозяйственных угодий, наличие полезных ископаемых, наличие зон чрезвычайных ситуаций (наводнений, землетрясений, лесных пожаров, извержений вулканов) являются важными факторами в функционировании региональных систем. Народонаселение региона, его динамика, расселение, урбанизация – все это также выступает регионообразующим фактором. Социальный и этнический состав населения, особенности его кульурной и религиозной жизни определяют первичные формы регионального сообщества, характер социальных и этнических отношений. Экономико-географическое состояние региона характеризуется территориальным размещением производительных сил, соотношением основных отраслей хозяйства, «хозяйственных узлов» и периферии региона, наличием приоритетных отраслей, определяющих специализацию региона. Трудовые ресурсы региона как один из важных регионообразующих факторов характеризуются профессиональной структурой рабочей силы, занятостью населения, уровнем квалификации. К внешним регионообразующим факторам можно отнести межрегиональные и международные отношения. Такое представление о регионе и его структурообразующих факторах как предметной области регионалологии показывает, что она должна стать комплексной, интегральной научной дисциплиной, изучающей особенности процесса формирования, функционирования и развития региональных социумов в их социально-территориальном, экономическом, политическом и культурном измерениях. Структура регионального научного исследования. Существуют различные представления о структуре научного исследования. Одни ученые эту структуру представляют в виде трех звеньев: 1) объективная социальная реальность (объект), 2) ученый-исследователь (субъект), 3) условия социально-гуманитарного познания (среда), 4) эмпирический и теоретический уровни научного исследования (деятельность). Другие ученые в структуре научного исследования выделяют: 1) социокультурные и научные предпосылки исследовательского процесса; 2) эвристическую, эмпирическую и теоретическую стадии исследования. Третьи в структуре научного исследования выделяют: 1) исследовательскую задачу, фиксирующую проблемную ситуацию, цель, условия и методы ее достижения; 2) набор научных гипотез; 3) совокупность исходных предварительных знаний, в том числе теоретических; 4) методы и средства изучения эмпирического материала и проверки научных гипотез; 5) конечный результат исследования – новое знание. Синтезируя различные представления о структуре научного исследования, структуру регионального научного исследования в формализованном виде можно представить в виде следующей схемы:
|