Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Федеральное агентство по образованиюСтр 1 из 16Следующая ⇒
А.В. Лубский МЕТОДОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебное пособие
Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Институт социологии и регионоведения А.В. Лубский МЕТОДОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
Ростов-на-Дону
Рекомендовано Ученым советом Института социологии и регионоведения Южного федерального университета
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Г.И. Герасимов, доктор философских наук, профессор В.О. Пигулевский
Лубский А.В. Методология региональных исследований: Учебное пособие. Ростов н/Д: ИСИР ЮФУ, 2014.
Учебное пособие «Методология региональных исследований» на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением подготовлено в соответствии программой подготовки бакалавров по направлению «Зарубежное регионоведение». Целью издания учебного пособия является создание необходимых образовательных ресурсов для формирования профессиональной культуры бакалавров и овладения ими компетенциями, необходимыми для организации и проведения региональных научных исследований. В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные пониманием методологической ситуации, сложившейся в современной регионологии; структуры и логики регионального научного исследования, методологического потенциала его различных моделей. Учебное пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение».
© Лубский А.В., 2014. СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Введение в изучение учебной дисциплины ……………………..….. 1.1. «Методология регионального исследования» как учебная дисциплина ……………………………………………………….…. 1.2. Логические задачи, проектные задания и тесты промежуточного контроля …………………………………………………………….. 2. Методология региональных исследований ………………………… 3.1. Методологическая ситуация в современной регионологии ………... 3.2. Региональное научное исследование …………………………………. 3.3. Модели региональных научных исследований …………………….... 3.4. Логические задачи, проектные задания и тесты промежуточного контроля к разделу «Методология региональных исследований» ……………. Заключение ………………………………………………………………... Литература …………………………………………………………………. Приложение «Ключи к тестам промежуточного контроля» ……….. ПРЕДИСЛОВИЕ Учебный материал пособия ориентирован на усвоение бакалаврами новейшими теоретико-методологическими достижениями современной регионологии и овладение разнообразными способами научно-иследовательской деятельности, развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности. Настоящее учебное пособие, подготовленное в соответствии рабочей программой учебной дисциплины «Региональные научные исследования», написано на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением, включающем логические задачи, проектные задания и тесты промежуточного контроля. Учебное пособие содержит модульные целевые установки, задающие познавательные ориентиры, связанные с изучением данной учебной дисциплины. Оно снабжено схемами, позволяющими в наглядно-формализованном виде представить учебный материал, и списком учебной и научной литературы, необходимой для подготовки к семинарским занятиям, выполнения заданий для самостоятельной работы и сдачи экзамена. Приложение к учебному пособию содержи ключи к тестам промежуточного контроля. Целью издания учебного пособия является создание необходимых образовательных ресурсов для формирования профессиональной культуры бакалавров и овладения ими компетенциями, необходимыми для организации и проведения региональных научных исследований, прежде всего выпускной квалификационной работы.
ВВЕДЕНИЕ В научно-исследовательской практике уже накоплен значительный опыт изучения региональной проблематики в России. Этот опыт нуждается в историко-научном осмыслении и теоретической интерпретации, и в этом плане он может стать методологической основой формирования профессиональной культуры бакалавров-регионоведов. Комплексной целью данного пособия является формирование профессиональных компетенций бакалавров-регионоведов. Одной из главных тенденций формирования новой конфигурации современного мира, наряду с глобализацией, является регионализация как интеграция территориальных сообществ и стремление их к политической автаркии. Регионализация проявляется в расширении границ между территориально-социальными комплексами, сохранении культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности, возникновении самодостаточных экономических и политических образований. Регионализация внутренне присуща всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических структур. Регионализация внутри национальных государств связана с усилением своеобразия экономического или политического поведения тех или иных территориальных социумов внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму. В этом плане регионализация, сопровождающаяся экономической и этнокультурной дифференциации, геополитической суверенизацией, часто приводит к политическому дроблению, конфликтам и нестабильности внутри ранее целостных государственных образований. Распад СССР и развернувшиеся процессы политической дезинтеграции на постсоветском пространстве положили начало активному обсуждение, в том числе и научном дискурсе, различных аспектов регионализации в современной России. Все это привело к актуализации региональных научных исследований, от результатов которых зависит понимание тех процессов, которые происходят в российском обществе на региональном уровне. В научно-исследовательской практике уже накоплен определенный опыт изучения региональной проблематики и специфики современной России. Этот опыт нуждается в осмыслении и теоретической интерпретации, и в этом плане он может стать методологической основой формирования профессиональной культуры бакалавров-регионоведов. Профессиональная культура ученого представляет собой метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. От уровня этой культуры зависит в первую очередь эффективность и качество региональных научных исследований. Основу профессиональной культуры ученого составляют профессиональные компетенции, овладение которыми является необходимым условием профессиональной подготовки бакалавров-регионоведов по направлению «Зарубежное регионоведение». Можно выделить следующие ключевые профессиональные компетенции бакалавра в сфере регионологии: 1. Знать историю региональных научных исследований и использовать эти знания в своей профессиональной деятельности. 2. Понимать опыт организации региональных научных исследований и уметь использовать его в своей профессиональной деятельности. 3. Понимать закономерности развития региональных научных исследований в России, разбираться в историко-научной их проблематике. 4. Разбираться в историко-методологической проблематике региональных научных исследований и уметь использовать предшествующий методологический опыт в конкретной научно-исследовательской деятельности. 5. Знать и понимать теоретические достижения предшествующих регионологических исследований и уметь использовать их методологический потенциал в научной работе. 6. Знать, что такое региональное научное исследование, понимать его специфику и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность. 7. Знать принципы и понимать логику регионального научного исследования и соблюдать их в конкретной научно-исследовательской деятельности. 8. Осознавать, что региональное научное исследование должно соответствовать определенным критериям научности и осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствии с этими признаками. 9. Понимать специфику и когнитивные возможностей различных моделей региональных научных исследований. 10. Уметь использовать эвристический потенциал различных методологических подходов в конкретной научно-исследовательской деятельности. 11. Знать теоретическую и методологическую проблематику региональных научных исследований и уметь выбирать наиболее эффективные методологические средства для решения определенного класса научно-исследовательских задач. 12. Разбираться в понятийном и теоретическом арсенале современных социально-гуманитарных наук и уметь использовать их методологический потенциал в региональных научных исследованиях. 13. Понимать когнитивные возможности и границы применения различных научных методов в региональных научных исследованиях. 14. Знать этические нормы научно-исследовательской деятельности и соблюдать их при проведении региональных научных исследований. . Современная регионология представляет собой систему различных научных отраслей и специальных научных дисциплин. В рамках различных научных отраслей изучаются те или иные сегменты регионального социума. Специальные научные дисциплины представлены: 1) историей регионологии в целом и отдельных ее научных отраслей; 2) источниковедением, изучающим возможности и способы использования источников эмпирической информации в региональных научных исследованиях; 3) методология регионологии, предметом которой является региональное научное исследование как особый вид когнитивной деятельности. Научно-исследовательскую деятельность в регионологии можно изучать в науковедческом и методологическом аспекте. Науковедческий аспект связан с изучением истории региональных научных исследований, их современной проблематики, актуализации, способов социокультурной и политической детерминации. Методологический аспект – с познанием внутренней структуры регионального научного исследования, когнитивных его предпосылок, специфики познавательного отношения субъекта научного исследования к его предмету. Внутренний мир ученого, в том числе и начинающего исследователя, всегда требует определенной свободы творчества, и в этом плане региональное научное исследование как творчество является искусством. Вместе с тем региональное научное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые вырабатываются научным сообществом и которые должен соблюдать магистр-исследователь, намеревающийся получить признание со стороны этого сообщества. Региональное научное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т.е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретного научного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также передавать опыт исследовательского мастерства и обучать ему. Таким образом, учебная дисциплина «Методология региональных исследований» играет важную роль в профессиональной подготовке бакалавров-регионоведов. Материалы учебного пособия включают: 1. Логические задачи на доказательство и сравнение, направленные на развитие логического мышления, необходимого для проведения научных исследований, а также умений превращать имеющиеся знания в инструмент познавательной и профессиональной деятельности. 2. Проектные задания, направленные на выяснение степени овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для проведения региональных социально-гуманитарных исследований 3. Тесты промежуточного контроля, направленные на проверку не только профессиональных знаний, но и умений превращать их в инструмент познавательной деятельности, а также способностей к самостоятельному логическому, критическому и рефлексивному профессиональному мышлению.
|