Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ролевые игры






Процедура проведения ролевых игр обычно следующая.

□ Дается инструкция по проведению ролевых игр.

□ Дается задание: зачитывается или объясняется ситуация.

□ Назначаются тренером или вызываются сами участники ролевой игры.

□ Распределяются роли, действующим лицам даются инструкции.

□ Дается время на продумывание и подготовку.

□ Тренер создает «сцену», остальные стулья отодвигаются подальше в виде полукруга, на них размещаются «зрители».

□ Дается инструкция «зрителям».

□ Сама ролевая игра, во время которой ведется видеозапись.

□ Обмен впечатлениями сначала со стороны участников ролевой игры, потом зрителей.

□ Просмотр видеозаписи.

□ Анализ и обсуждение ролевой игры.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

До проведения ролевых игр тренер должен объяснить, что такое роль и что означает играть роль. Можно дать инструкцию в письменной или устной форме.

Информационный лист «Метод ролевых игр» приведен в разделе 3, главе 2. Там же изложены инструкции для тренеров и форма обсуждения ролевых игр. Информационные листы «Рекомендации для получения обратной связи» и «Рекомендация для тех, кто высказывается с обратной связью» приведены там же.

Информационный лист «Социальные роли»

Роль — это совокупность нормированных способов поведения, которые ожидаются от человека определенного статуса. Из всего поведения человека роль охватывает ту часть, которая повторяется, которая безлична, стандартизирована. Роль — это набор ожидаемых поведенческих паттернов, приписываемых тому, кто занимает данную позицию в социальном образовании. Восприятие роли — это точка зрения индивидуума в отношении своей роли в данной ситуации.

Ролевые ожидания — это то, как другие думают, как должен вести себя человек в данной ситуации. Роль задается человеку в форме ожиданий от окружающих людей. Часть ожиданий нам хорошо известна, поскольку они изложены письменно (законы, инструкции, постановления и т. п.). Остальные ролевые ожидания воспринимаются интуитивно и недостаточно осознанно — это различные неписаные правила и законы. Выполнение своей роли регулируется одинаково как писаными, так и неписаными правилами.

Ролевое поведение составляет значительную часть поведения человека в целом. Роль как поведенческий паттерн формируется под влиянием социума: общества, семьи, поэтому она детерминирована исторически, культурально. Обычно задается приемлемый разброс вариаций в ролевом поведении, но существуют определенные границы, или рамки, роли. Эти границы и обусловливают нормы ролевого поведения, за пределы которого заходить никому нельзя. Любое нарушение, выход за рамки ролевого паттерна может вызвать отрицательную реакцию социума с последующим наказанием.

Итак, ролевое поведение интернализуется человеком в процессе его развития в конкретном окружении: семьи, страны в кон-

Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

кретное время: век, год. На этот процесс накладывается индивидуальное восприятие, понимание роли, индивидуальная структура ценностей, потребностей, мотивов, которые определяют собственное отношение к роли. В результате ролевое поведение приобретает индивидуальный стиль, рисунок. «Реальное поведение человека является результатом преломления требований общества в индивидуальной специфичности каждого отдельного человека, в его психической организации и его биографии. Это так называемая интернализованная роль, то есть " внутреннее" определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям» (Журавлев, 1976).

Ролевой конфликт — ситуация, когда индивидуум сталкивается с разнонаправленными ролевыми ожиданиями. Поскольку в нашей стране люди живут в достаточно разнообразных условиях, ролевые ожидания могут существенно отличаться у людей в зависимости от возраста, пола, национальности, окружающей социальной среды и т. д.

В организации обычно выделяют три типа ролей: институциональные, групповые и индивидуальные. Понятие роли в ролевой теории понимается как символы, как «оболочки», в которые «входят» конкретные люди. В связи с этим в стандартной ситуации поведение человека сводится к символическому, а не к реальному поведению. Но в нестандартных, тем более в критических ситуациях поведение человека является настоящим, взаимодействие между людьми — реальным, а не символическим. С этим и связаны сложности в управлении поведением персонала в организации. Поэтому понятие ролевого поведения достаточно условно, но вместе с тем дает определенное понимание того, почему человек ведет себя так, а не иначе. В любом действии и поступке есть доля ролевого поведения.

Кроме роли в выборе конкретного способа поведения участвуют еще обстановка (ситуация) и индивидуальность человека, его интересы и цели. Мы не можем психологическими средствами повлиять на обстановку (это область экономической политики), на индивидуальность (это область воспитания) и на интересы и цели (зависят от экономических рычагов, от иерархии ценностей и потребностей, воспитания). Психологии подвластна только роль.

Видеотренинг—одна из немногих возможностей (наряду с многолетней практикой) усвоения неосознанных компонентов роли.

Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

Как правило, у человека множество ролей, которые он меняет согласно обстановке. Каждый тип ситуации выдвигает на первый план одну из ролей (муж, отец, спортсмен, менеджер, покупатель, пассажир, водитель и т. д.), оттесняя остальные на задний план. Это и есть актуализированная роль. Выбор роли, то есть способа поведения и правил игры, обычно определяется в момент встречи партнеров. Иногда в акте выбора содержится и момент борьбы между партнерами.

Роли партнеров взаимосвязаны: изменение роли одного из партнеров заставляет менять роль другого.

Искусство общения требует:

□ усвоения своих основных социальных ролей;

О умения плавно войти в роль и выйти из нее при изменении обстановки;

□ умения вообразить себя в роли партнера;

□ умения четко разграничивать, как в собственном поведении, так и в поведении других, ролевое поведение от сугубо индивидуального.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал