Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Индексный метод в статистических исследованиях.






Цель занятия: понять, что такое индексы и показать какие задачи решают при помощи индексов. Рассмотреть индивидуальные индексы, сводные индексы в агрегатной форме, индексы в средней арифметической и средней гармонической формах, индексы переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов.

Контрольные вопросы.

1. Что называется индексом в статистике?

2. Что характеризуют индивидуальные индексы. Приведите примеры.

3. В чем сущность общих индексов?

4. Для чего необходимо деление на индексы объемных (количественных) и качественных показателей и какая система взвешивания принята в теории индексов?

5. Как исчисляется агрегатный индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах) и что он характеризует?

6. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует?

7. Когда возникает необходимость преобразования индекса физического объема в средний арифметический и средний гармонический?

8. Как исчисляют агрегатные индексы цен, себестоимости, производительности труда и что они показывают?

9. Что называется индексом переменного состава, как он исчисляется и что характеризует?

10. Какой индекс называется индексом фиксированного состава, как он исчисляется и что характеризует?

11. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как он исчисляется?

12. Какая взаимосвязь существует между индексами переменного, фиксированного составов и структурных сдвигов?

13. Что представляет собой система взаимосвязанных индексов?

Задания для практических работ.

Задача № 1. Имеются следующие данные о реализации плодово-ягодной продукции в области:

Наименование товара Июль Август
Цена за 1 кг., руб. Продано, т. Цена за 1 кг., руб. Продано, т.
Черешня        
Персики        
Виноград        

Требуется рассчитать: 1. Индекс товарооборота.

2. Сводный индекс цен.

3. Индекс физического объема реализации.

Задача №2. Имеются следующие данные о производстве продук­ции и отпускных ценах предприятия:

Вид продукции Сентябрь Октябрь Отпускная цена, руб.
Произведено, шт. Трудовые затраты, чел.-ч. Произведено, шт. Трудовые затраты, чел.-ч.
Изделие А          
Изделие Б          
Изделие В          

Вычислить индекс производительности труда в стоимостном выра­жении.

Задача №3. Имеются следующие данные о выпуске продукции мебельной фабрики:

Наименование изделия Изменение выпуска продукции в мае по сравнению с апрелем, % Выпуск продукции в апреле, млн. руб.
Столы    
Диваны    
Стулья    

Определить увеличение выпуска всей продукции в мае по сравнению с апрелем, т.е. рассчитать общий индекс физического объема.

Задача № 4. Имеем трудоемкость и выпуск изделий А, Б и В на предприятии:

Вид продукции Затраты времени на 1 изд., чел – час. Произведено, шт.
январь февраль январь февраль
Изд. А 1, 0 0, 9    
Изд. Б 1, 2 1, 0    
Изд. В 0, 9 0, 8    

 

Рассчитать средний гормонический и средний арифметический индексы производительности труда по трудоемкости и найдите мултипликативную модель.

Задача №5. Имеются следующие данные о производстве продукции и отпускных ценах предприятия:

Вид продукции Сентябрь Октябрь Отпускная цена, руб.
Произведено, шт. Трудовые затраты, чел – час. Произведено, шт. Трудовые затраты, чел – час.
Изд. А          
Изд. Б          
Изд. В          

Задача № 6. Имеются данные о продаже товаров на рынке:

Товары Количество проданных товаров, тыс. Цена за единицу товара, руб.
Февраль Май Февраль Май
Молоко, л.        
Яйца, шт.     1, 5 1, 3
Картофель, кг.        

Требуется определить:

3. Индивидуальные индексы цен и количества товаров.

4. Индекс цен Пааше.

5. Индекс цен Ласпейреса.

6. Индекс физического объема продукции.

Активные формы обучения: доклады; дискуссия; выполнение компьютерных презентаций, решение задач.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал