Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, основные этапы и цели карьеры






 

Карьера – это субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения, поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалифицированных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

В широком смысле карьера – общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни человека (семейной, трудовой). Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

В узком смысле понятие карьеры связывается с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.

Выделяют следующие виды карьеры /2, 5/:

1. Профессиональная – последовательность должностей, занимаемых человеком в течение профессиональной жизни. Конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию.

2. Внутриорганизационная. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриорганизационная карьера реализуется в трёх основных направлениях:

· вертикальное – подъем на более высокую ступень структурной иерархии. В этом случае карьерное продвижение наиболее зримо;

· горизонтальное – перемещение в другую область деятельности либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей четкого формального закрепления в организационной структуре. К горизонтальной карьере можно отнести такие виды, как расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени;

· центростремительное – данное направление наименее очевидно. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации (приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания, как формального, так и неформального характера, получение доступа к неформальным источникам информации, отдельные важные поручения руководства).

Практикой установлено, что главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Выполнение главной задачи достигается за счет:

· достижения взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;

· обеспечения направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;

· обеспечения открытости процесса управления карьерой;

· устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможности для развития сотрудника;

· формирования наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

· изучения карьерного потенциала сотрудников;

· обеспечения обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

· определения путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужное время и в нужном месте.

Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе, что, говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Практика показывает, что планирование и контроль деловой карьеры состоит в том, что начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей.

На различных этапах карьеры работник удовлетворяет различные моральные, физиологические и материальные потребности, которые представлены табл. 13 /2/.

Практика показывает, что, возможно, наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, – это выбор карьеры.

Американский социолог Джон Л. Голланд исследовал теорию выбора карьеры. Он считал, что этот выбор есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль шанс. По его мнению, достижение в том или ином виде карьеры зависит от соответствия между его личностью обстановкой работы.

Таблица 13


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал