Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лопатина Татьяна Андреевна






Архитектура и искусство западной Европы и Византии в средние века (западноевропейского и-во в средние века). медеевистика +византинистика (совпадает с мировой византинистикой (19век))

Византинисты: Ник.Вас. Покровский (профессор СПб духовной академии) «Очерки памятников христианской иконографии и искусства»; Никод.Павлов. Кондаков (Профессор многих университетов-Мск, Новорос.) «Очерки и заметки по истории средневековья» «Иконография Богородицы»

Советские византинисты(после отъединения церкви) Лазарев Виктор.Никит. «Византийская живопись» (изначально побликован на иностр.; Вера.Д. Лихачева (впервые монография «Искусство Византии»); время перестройки и далее: Г.С. Колпакова 2тома «И-во Византии» под идеологией гос-ва - реализма в искусстве. Не имеет ничего общего с пониманием божественного света.

Медиевисты: связано с западным христианском миром, т.е. и-вом. Начинали заниматься не искусствоведы, а историки. Л.П. Карсавин(«Категории средневековой культуры»!!, разделил судьбу западников в эмиграции, жил в Латвии, сослан в Сибирь – первый кто пал в борьбе, там же Н.Н.Пунин галавный на кафедре западноевропейского и-ва в Академии, тоже был сослан в Сибирь, там умер.там они и общались) Н.Н. Пунин- учебник о медеевистики.ее ученица – Нессельштраус Цицилия Генриховна.Из Академии уволена, не доносила на Пунина. (Степанов. Ю.И. Аутинян, Соколова(голландское и-во), Лопатина) «Искусство западной Европы в средние века) 1964г учебник «Искусство Зарубежных стран» (Перевела на русский –перевод дневников и трактатов Дюрера 54г, есть монографии о Дюрере) Сеия «Новая истории и-ва » «Искусство раннего средневековья»( работа должна была быть следующая «Романика», но она ушла из жизни).

5-6- нижняя граница средневековья, а верхняя условно- 15в.

Искусство раннего Христианства.

Андрей и Симон (братья) - первй кого позвал Христос. Симону: и будешь ты Петр(камень) идите за мной и вы будите ловцами человеческих душ. Андрей проповедовал на тех землях кот словянские. Андрей Первозванный.. Христианская церковь не едина. 1053-1054 гг- начало серьезной проблемы, переломный момент-решающий. Западный Папа и Константинопольский—обмена письмами анафема(проклятие)===РАСКОЛ НА ДВЕ ЧАСТИ. Восточная часть - православная. Ортодоксальная. Церкви, общины, где главы церквей- равновеликие. Западный мир – католическая. (кафолическая-т.е. вселенская) Единая церковь, где во главе – ПАПА РИМСКИЙ. Едина по организации. Для них главный первоепископ РиМа –пантифик. Католическая церковь раскололась==началась реформация---появлялись новые и новые ответвления от этого реформатоской.

Появились: Лютеранская, Евангелически-лютеранские, Протестантские, Методистская, Баптистская церковь (оч. Много в Америке и Канаде) итд.

Искусство раннего Христианства. Относится к периоду античности 1-5в. Римская Империя и все ее годы существования. Ранне христианское и-во важно для всего периода христианства. – «колыбель христианской культуры вне зависимости от конфессии) Именно тогда церковь решала главные вопросы: какой храм, какого устройство. понятие облика христианского храма: готический, барочный,,,,

Но 3 века христианство было в гонении до 313 года- римкий имп Константин. Подписал миланский эдикт (под влиянием матери Елены), где христианская церковь признавалась одной из религий. Прекратились гонения. Христиане смогли исповедовать. Архитектура христианская начиналась развиваться только в 4 веке. Изначально- скульптура и монументальная живопись- христианские массовые кладбища – катакомбы.? быть или не быть иконе.

Эйкон греч.(образ). Изначално- негативное отношение к иконе. Способ иносказательный – символический. Быть или не быть иконе- вопрос на протяжении всей истории хр. Церкви. До 5 в-нет. 726-843- в состоянии анрессивного иконоборчества на уровне государства. Сопровождалось массовым уничтожением- 6, 7...смертная казнь об иконно почетании- это вопрос жизни и мерти. 843г победа христиан – догмат об иконопочитания. Через почитания образа иконы, мы выражаем свое поклонение(не почитание) с чем будут боротся иконоборцы. тому. Кто там изображен.

Реформаторы встанут на позицию иконобочества: из дерева, живописные-резные иконостасы,, …

Формирование первого художественного стиля –РОМАНИКА.

Ранне Христианское искусство – Римская империя империя прекратила свое существование в 5 веке.= переселение народа. Европа вошла в средневековье.

1период: раннее средневековье - ДОРОМАНИКА.

2период – РОМАНИКА или монастырское искусство.(C 11в.)

3 период – с 30-40гг 12века до 16 века(включительно)- ГОТИКА

30- 40 гг.12в.в провинции иль де Франс начинает зарождаться новый художественный язык. Развивается 12 век во Франции. 12-13 – мастера разъезжаются в другие страны и распространяют французский готический стиль. «во французской манере» ГОТИКА –это не эпоха –это СТИЛЬ.

РОМА –РИМ.наличие определенного стиля в архитектуре. Специфика романского и-ва лежит полуциркульная римская арка.-первый и единый архитектурный стиль. (типа Римской арки) причина выходящая из самого языка ис-ва. Арх-ы.

2 – филологическое или лингвистическое. Ис-во европейских стран, народы которого говорят на языке романской группы.

30-40. Иль де Франс, район Сен Дени(предместье Парижа) появляется новых художественный язык –ГОТИКА. (носит уничижительный характер) в 15в те кто жил в Италии, гуманисты, связанные с понятием «возрождение» стали писать о готике как о негативном искусстве. Типа готы разрушили античную цивилизацию, типа варвары. МИФ – пришли в Рим, ничего не понимали в римской арх-ре, жили в шалашах.

Кёльнский собор в Кёльне. На западном фасаде остроконечные, шпилевидные(типа аналог дома в шалаше) они и назвали – искусство готов- готическое (15-16 вв-понятие закрепилось!) в период «просвещения»-фр термин.-в 18в. те, кто формировал культуру- Вольтер, Мольер, Дидро итд.(Готические соборы стоят позором для тех, кто их строили - Руссо) т.е. 18в- искажение позиции. Искусства предшественников.

Великая французская буржуазная революция –была направлена против абсолютистской монархии, а она освещалась раньше христианской церковью. Таинство миропамазанья на власть- все русские и другие императоры прошли! Царство на памазанье. Цари строили потом церковь в честь Бога. Т.е. они подтверждают абсолютистский режим. Но французская буржуазия - 1й дикрет 1789г. «дикрет об уничтожении памятников монархического режима» или «дикрет об уничтожении памятников культуры оскорбляющий республиканцев» в списке: 1. Христианские церкви на тер-и Франциии. Но тогда земли франции были не на тер-и совр Франциии, а то есть удар попал на огромное кол-во памятников всей западной европы. Сбивали скульптуры. Тематика оскорбляющая республиканцев. Нанесла непоправимый ущерб памятникам средневековой культуры. И утратила связь с культурным исторической связью в европе.

Национальные освободительные войны. И их вдруг осенило кто же они такие предки англичан – англы, французы- франки…итд. И европеец понимает что средневековье это национальная самобытность и культура народов (тех кого они тупо называли готы) ===1я четвердь 19в. РОМАНТИЗМ (сказки Шарля Перо, Король Артур и «Собор Парижской Богоматери»---это означает что европейцы начинают интересоваться архитектурой, скульптурой средневековья!!!) Интерес к средневековью становится центром освоения прошлого(сер 19в) в положительную сторону.====открытия 19в!! (понятие прогресса и регресса)

Гравюра. Кёльн времени Гёте. Шпилевидных башен тут нет. До сер 19в.!!! Зависимость от бытования средневековых памятников. В обходе за алтарем. 13в его начали строить(строили Франц архитекторы) изучение состояния конструкции, при простукивании, выяснилось что у основания нах-я пустоты, пол вскурыли и обнаружили рисунки, черчежи, расчеты-строительства)= что предполагало высочайший уровень инженерной мысли.

Первый художественный стиль-романика. Ранне- христианское искусство(Римской империи) прекратило своё существование в 5в. происходило переселение народа и европа вошла в средневековье.

1 переиод – раннее средневековье – дороманика.

2 период – романика с11в.

В 11-12вв 30-40гг 12в в провинции Иль де Франс зарождается новый художественный язык – Романское искусство или монастырское.

В 12в во Франции зарождается готический стиль. 12-13 вв – распрострнение готического стиля. (называли во «французсой манере») Готика просуществовала до 16в (включительно)- готика – является стилем.

Термин романика появл только в 19в (из историиЮ, филологии, психологии)

Кёльнский собор в средневековье было много интеллектуальнго, рационального=менялось отношение европейцев. Стреловидная арка (фр.ОЖИВА) оживляжный.

Г. Ульн Однобашенный собор. Ульнский собор. Заложен в 13в. (на гравюре ещё не достроен)

В эпоху возрождения вся храмовая арх. была купольной.(в последующ стилях тоже купол). В Европе уже могли завершать по-барочному-т.е. внешне- барокко, внутри- готика. И что-то могли достраивать, а что-то бросали.

Во Франции в сер 19в Виоле ле Дюк решает провести работу с собором в центре Парижа- Нотер дам-де- Пари. 60-80 гг 12в – первое начинание. Он подозревает что как и в Кёльне в Нотер дам была надстройка== и он открывает новую страницу из истории бытоывания средневековых памятников.

На западном фасаде- скульптура.3 портала и роза. В галерее королей (все коронованы!!) как бы оскорбляют республиканцев Франции. И Виоле ле Дюк реконструировал королей.

Вход- полуциркульная полукруглая римская арка – это был единый портал, а не двойной проём. По бокам стояли колонны и скульптура на косяках. НО!! Всё это сделали для коронования Наплеона (все до него были коронованы из рук епископа Реймского) ==арки изменили по-классичеси. Но прикороновании галерея царей была уже сбитой.

Это были не французские цари, а Ветхозаветные Цари предки Богоматери и христа. Во Фр библиотеке он нашел альбомарх-ры 13в. Архитектора Виллар Онне Кур (он зарисовывал все Фр постройки провинции Иль де Франс.

 

XX век- ОТКРЫТИЕ! Собор Парижской Богоматери. 197 в районе Парижа ок отеля Моро при выявлении фундамента обнаружены головы королей. (теперь в Клюнийском музее) Оказывается, Бертрам выкупил строит мусор, вывез с о.Сите и закопал.Скорее всего этот Бертрам- ближайший друг Наполеона.

 

Европейцы начали достраивать Фр сооружения.В сер 19 в во времена эклектизма(нет единого стиля) пришло понятие НЕО ГОТИКА. Т.е.- храмы которые достроены + они построены в готическом стиле (готика до 16в),, но в 17в на островной Англии, когда монастыри уничтожались—остатки стали частью быта англ знати==строятся светские особняки, виллы в стиле –нео-готика. (типа питерской Чесменской церкви18в)

Отличие готики от нео готики: 1.размеры 2.матерьялы.

Стали использовать металлоконструкции==возможность увеличения размеров конструкции. В готике- камень+дерево+ свинец-перемычки витража. Отличия: высота НЕФов и высота башен.

В Готике: предел НеФа--- 42м (Амьенский собор) и 46м (Кёльнский собор)

Предел высоты башен: В Англии в Солсбери (в средокрестии) 147м.

 

 

Первый этап христианской цивилизации. (5-6 в переселение народа, вместе с христианской церковью нач-ся средневековье) Борьба светской и церковной власти. (западная часть римской империи прекращает, восток Византия- Константинополь пал в 14..) существовать в 5в. Германские правители выступают упорно(11-12) пытаются воостановить статус Империи. Первый кто добился этого звания Карл Великий, потом будут германо- династия Отто и т.д. хотли вернуть звание Римской Империи, поэтому германские императоры будут бороться за Рим. Папа и германский имперератор- злейшие врага. Глава церкви+светская власть(в одном лице)- это гос-во наз Ватикан. Глава католич церкви=глава Ватикана.

Собор Св. Петра.территория одного из цирков(там были казни Христиан) История нач-ся после 313г. До 3113 церковь нах-я в состоянии гонимости и преследования. Христианин(назв) появл только во 2в. 1. Имп. Нерон 60гг 1в.- массовые казни!!!, массовые распятия(аппева дорога) 2. Имп Деция 2в., 3.Диоклетиан 3в. 4. Пи Адриане меньше. Культ почитания святых был признан только 4в. Самая высшая иерархия – мученечество.(в месяцесловах- дни поминовения святых) Диес Натарис (день рождения. День смерти.а д.р. в вечную жизнь. наташа(рождающая)) после 313. После появления милнского эдикта. Вход он вступил в 330г. Одной из государственных религий Римской империи. Малые формы сущ-и и раньше. Строили катакомбы. Первые Храмы строят с 4 - 5в. место церкви Петра, од полом остались части конструкции посвящ Петру. Была базилика. На средства имперской казны при Константине. С 4 до 15в. Т.е. на территории всей европы на местах всех храмов – стояли ранне христианские храмы. 5 великих римских базилик стояли (при средневековье) Первые ответы: каким д.б. христианских храм. –какаие-то перестраивали внутри, укрепляли. Но Сикст 4 принял решение – снести старую базилику. И построить то, что соответствует современности. Главное купольная конструкция. Купол Микелянжело стал квинтессенцией христианских храмов(не для раннехристианской, не для романской, и темболее готической)

гравюра Хемскера (вид строящегося храма, пока без купола) остатки базилики4в под полом 16в. Базилика, перед ней замкнутый квадратный двор. Главная часть христ храма- алтарь(пре.жертвенник). Базилика стоит над катакомбами.над мавзолеем Петра.-базилика. В алтарной части, ровно под алтарем нах-ся алтарб базилики 4 в,, а над эалтарем базилики4в- мощи Петра(над захоронением).

Иосиф Иеромофейский отдал свою гробницу отдал для Христа. (страстная пятница.воскресение. на этом месте по велению Елены, матери Константины- повелела возвести Гроб Господен(там нет мощей, илигроба Христа) ЭТО МЕСТО ВОСКРЕСЕНИЯ.

Сан Паоло ре муре построена там, где был обезглавлен апостол Павел.

Особое отношение земля. Алтарная часть храма возводится над мощами Св.Петра. Почитание через мощей и земли,.либо через икону.

Искусство катакомб. монументальная живопись и скульптура начинается под землей. В период средневековья о почитании катакомб забыли. Омнили до 6в. гос структура менялась, переселение народа, т.е. темное века. Христианская церковь к 15в совершенно не помнила о катакомбах. 60г 16в на аппиевой дороге, каменотесы на каменоломнях(РИМ) всегда под землей. обнаружили пустоту. Это событие и открыло искусство катакомб катакумб(пер. тайный, сокрытый) около местечка Катакумб.. Христиане не называли эти места катакомбами.- КЕМЕТЕРИИ (пер. кладбище) но только в 1947-49 открыли катакомбы под алтарной частью церкви Петра. Открыли в окрестностях Милана. Неаполя. В Сев. Африке(Тунис, Марокко), Палестина, Сирия(самые ранние христ общины), Египет. Любая цивилизация начинается с культом мертвых. Чередование коридоров и помещений. ((гробница была завалена камнем, сохраняя тело; римляне сжигали тело. Если делать это открыто- либо иудеи(для кот христиане-это секта, т.к. для них миссия уже пришёл!!) они буквально воспроизводили то, как был похоронен Христос. Плиты замуровывались. Теперь плиты выставлены в преддверии (нартексе) в подвешенном состоянии, совр храмов. Есть собрание плит и саркофагов, галерея надписей. Рядовые в коридорах., главных хоронили в кубикулах. На стенах кубикул- были фресковые росписи. Скульптура на саркофагах- выпуклый рельеф. Низкий процарапанный рельеф- на плитах(тексты, слова, эпитафии) Саркофаг Юниа Басса. Степень выпуклости рельефа разная: барильеф или горельеф. Начиная со 2 века- резались надписи, создавалась фресковая живопись- это и есть первое искусство в существование христиан.

2 группы: фигаративные и группасвязанная с отдельными предметами(таких больше). Христианское и-во переодически самоуничтожалась.т.к. есть заповедь – не сотвори себе кумира.Р.Христиане жили в античном мире антропоморфности (ЧЕЛОВЕК, телесная красота!!) язычники совершали кровавые ритуалы(но не в храмах) язычники- идолопоклонники, для них- дух спускается в скульптуру. Статуе поклонялись.

=Против образа(Эйкон) Христа, Богоматери- иконоборчество(но не агрессивное). 726-843 г в Византии. Войны императора начнут разбивать Христа. Христиане начали спасать-первая кровь. Праздник «торжества православия» 843- победа иконопочитания. Запад астигнет иконоборчество во время французской революции. –разбитые алтари, витражи(Лютер стал на иконоборческую позицию) Дюрер категорически перестал поддерживать реформаторов!!! САМАУНИЧТОЖАЮЩАЯ церков. Церковьстоит сейч на умеренно иконоборческих позициях.

Изображение иносказательные знаки, кот указывают на Христа. Это и-во называется символографией.

РЫБА (греч.-ИХТИС латинс яз) акростих(то, что сверху. Слово получилось- из заглавных букв) ИХТИС – Иисус Христус Теон Иос Сотр (сотериологя) И Х Божий Сын Спасисеть. Первая молитва.Символ ВЕРЫ.

 

Остепенно символика расширяется. И появляется амбивалентность. (в зрелом средневековье-т.е. сперва романика, потом готика)Готика-познее средневековье. Амбивалентность мира - появляется двойственность.т.е. символы сохраняться, но появляется двойственность(павлин красочный, красивый) Читать: в зависимости от контекста(где, что в окружении) зло+добро. Грех и Добродетель.

ПАВЛИН- бессмертие.

 

Пробелема Христианского храма. 4-5 в. стоял вопрос- быть или не быть как церковному зданию.

Храм – итело человека храм души. ++Здание.

Церковь- это вся христианская община.можно назвать построенное здание, в кот происходят службы, туда идут верующие.

Собор- собрание людей, кот могут собираться в месте. С догматами, с символом веры. Вселенский.

Могут относиться к архитектуре, могут и не относиться. 2)Церковное здание как минимум находящ на тер-и города- ГОРОДСКИМ, но!! К тому же есть кафедра Епископа. не может быть монастырской церкви.

 

1-й- 325(константинополь), (Никея) 3-й-432(Эфес). Первые 8 соборов- церковь была единой. Единая церковная мысль. Это перид 843-догмат о иконопочитании. Установка догматов:

 

1й-Тримитарного Богословия- Бог есть- триединосущий. В трёх ипостасях Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-сын Святой (на греческом языке) Нераздельных и неслиянных. Разделить нельзя!!!

2 догмат- Христологический- Христос есть личность, в кот соединились две природы- человеческая и божественная. Нераздельно и неслиянно.

Искусство говорит нам. Инно поэтому иконоборчество до сих пор есть. Искусство должно подводить к истине, а не лжи

3-й –Мариологический догмат. Культ Богоматери установлен только в 4в. Из Рода Давидова, иудейских царей. ТЕО ТЕКОС –Бога Родившая.Подчеркивание догмата о Боговоплощении.физически учавствующая.догмат долго не принимался западной церковью. О непорочности тем более!! Объявшая необъявшая, вместившая невместимое. Только в 1853 этот догмат принят католической церковью.!!

 

788г 7-й Вселенски Собор. Принят догмат об ИКОНОПОЧЕТАНИИ.

 

БАЗИЛИКА (правитель Базилевс. Было здание для судопроизводства) с этого понятие начинается церковные сооружения. С 4в одновременно стали строить церквного сооружения разной формы!, и среди них можно выделить 2 типа: БАЗИЛИКА или ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. У них есть принципиальные отличия: Архитектурным сооружением. Вытянутая вдоль, длящаяся в госизон проекции от входа к удаленной части. У неё есть апсида(выступ) но в апсиде – в основе- лежит прямоугольник. Но базилика м.б. крестообразная. Как можно вместить невместимое? И решили, что нужно! Это место для совершения богословских ритуалов. Функция для литургии.(Литурги-служители, выполняющие функцию) если в храме –богослужение.

 

В 4 в - Чинопоследование литургии Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст(все в 4в.) по чину.., по чину… при входе- святители. хРистианская базилика была идеальна для литургический действий. Простая вытянутая форма или крестообразная. (Сан Лоренцо, Санта Пьетро, Сан Паоло, Сан Джованни (в основе крест), Санта Мария Маджоре(простая) Санта Мария Маджоре- в основе- не крест. Солярный знак0 Равноконечный крест. Учение природе! Божественного света. Человек, попадая в храм (как через триумфальную арку, что является ВАЖНЫМ преддверием входа, символ Его победы, победы Истины ) проходит Путь Преображения.!!! АТРИУМ – внутренний двор. (связано с христианской неоднородной общине. Верх- Священство, есть-миряне, и Монахи (в 3в, в 4м в их стало много.это те, кто не хотел быть мирянами), оглашенные (катохизис) катохизация- подготовка человека к крещению. А данные имена- огла шались.

Ранняя Литургия слова, т.е. литургия глашенных. Следующая литургия- литургия верны. И Евхаристическая литургия. А в атриум уходили оглашенные, которые созерцали воду. От входа первое- АТРИУМ, вторым уже само БАЗИЛИКАЛЬНОЕ здание, 3- часть – ТРАНСЕПТ (к которому примыкает апсида)

Т.е. на одной оси трёхчастное членение. Если бы базилика была без трансепта, она была бы с апсидой. ТРАНСЕПТ и АПСИДА –была только для СВЯЩЕНСТВА и их служителей. (у католиков сейчас служба происходит как в раннем христианстве. Есть пространство- горние место(оно повышено) туда нельзя входить, только на дольним. Каждому своё место в мире и своё место в храме. Это отражает идею о структуре храма = храм есть –МОДЕЛЬ МИРА.

ПРЕСВИТЕРИОН (пресбитерии) пресвитерии-т.е. служители, управляющие христианской общины. Пресвиторами в раннехристианской церкви были женщины.пресвитерианская цековь(христианская!), или пресвитерианское крыло(там, где служители женщины). ПРОблема о допущении богослужения в пресвитерии существует до сих пор.

Откуда пришли задачи о постройке храма Р.Х. От Иудаизма. Иерусалимский храм (сейчас не существует.был во времена Соломона. Во времена Ирода разрушен окончательно)т первый иерусалимский храм в ветхом завете был подробнейшим образом описан. И там описывался –двор (атриум) в котором продавали жертвенных животных (Христос в «писании» изгнал из атриума этих торгашей. Во 2-й части находился- жертвенник!!! (кровавое) 3-я часть- Святая-Святых (только священникам принадлежащим к роду Левитов) Иудеи верили что в этом месте обитал Бог. Часть отделялась завесой- которую плели девственницы. Одной из этих девушек стала Мария!!!! Атриум- как напоминание о иудаизме. Евхаристия- жертва без крови. Последняя кровь, жертвенная последняя пролитая кровь- кровь Иисуса на кресте.

Стена плача – единственное место, напоминание о иудаизме.

Храм Гора- ступня пророка Мухамеда. Синагога- это молельня. Аллах присутствовал только в этой точке, на этой горе!!! У них не может просто быть храмов, синагога- это место для молитв, но не храм!!!

ОСЬ ВСЕГДА проходила по направлению ВОСТОК-ЗАПАД.

Алтарь был ориентирован НА ВОСТОК. (собор Св. Петра –апсида нах не с востока, а с запада. Вход-восток.) соответственно трансепт- север-юг.

НО с 6 века наблюд явная тенденция с четкой направленности где, вход с запада, а алтарь ориентирован на восток. (для западного католического мира это не стало окончательным, проблема состоит в обращении священника и обращении мирян!!) но в ранне христианском обряде священник стоял лицом на восток, к свету, он не поворачивался к мирянам.

 

Квадрат –может быть заложен в центрическом сооружении. Его части равно удалены от центра. Квадрат, круг, ортогон8 или крестовообразные. ( например-Центрические сооружения.) НО!! Они обладали другими функциями--- БАПТИСТЕРИЯМИ Т.е. Крещальни), МАРТИРИЯМИ(где нах. Мощи святых), МАВЗОЛЕИ (усыпальни) (В центре таких сооружений сохранились купальни.

В Равенне есть октогональные баптистерии. === Центрический крествообразный план получит распространение в Византии.(потом уже у нас)

Чвсть сферы- купол. Сферическое или Купольное, или Сводчатое перекрытие(слегкаизогнутое). В основе-цилиндр = Полуцилиндрический свод. Есть купольное перекрытие- в основе сфера. В основе всех их лежит криволинейная конструкция.

 

ХИ

РО

Монограмма Христа. Альфа и омега «Я есть начало и конец»

Более ста разнообразных крестов.

1)Равноконечный (т.е. греческий) с равноудаленными рукавами креста. С апсидой.

2) «Крест Голгофы» или «Латинский крест» такой крест ляжет в основании центрического храма.

ТРАНСЕПТ – превращает базилику в крестообразную форму.

Оголовье храма-АПСИДА

Короткая част- РУКАВА

Длинная часть – НЕФ

Христианская культура – в основе КРЕСТ. Римская базилика- в основе- ПРЯМОУГОЛЬНИК.

НЕФ. 5 Галерей или НЕФов. Тертулиан писал «Церковь есть корабль, кот мчит по волнам мира и прийти в гавань тихого упокоения... + проповедь Иисуса на лодке. Церковь –корабль, кот поможет смыть грехи и прийти в гавань тихого упокоения. Крещение- пресуществление в тело и кровь Христово.

Иаанна, Иакова, Петра избирает и ведёт на гору Фавор. Они становятся очевидцами того, как вокруг Христа образуется облако, в кот он разговаривает с пророкам Илией и Моисей. = ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

(они видели не только человеческую природу Христа, но и Божественную. Они - очевидцы)

4 Евангелисты: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. (=5 нефов.)

«Греческий крест» Крестово- купольный (1 в центре, +4 куполов) 5и купольная, центрической типологии.

1. Базиликальный тип сооружения. (вне зависимости есть купол или нет) «Он есть Путь, Истина и Жизнь» могут быть и крестовообразными. Всегда большего размера для литургии!! Трёхчастность т.к. триединосущность - обсолютного бытия Бога.

2. Центрические храмы. Могут быть: Круглые, октогональные, крестовообразные. Все части равно удалены от центра. Специфика назначения: крещальня.усыпальня,..

В христианских храмах 4-5 вв. во внутреннем пространстве этих церквей сохраняется мнументальная живпись.

Санта мария Маджое (первая посвящ культу Богоматери) на смену фресковой росписи пришла более долговечная. И обращение к свету и цвету - - -в христианских сооружениях появляются смаьтовые мозики. Что определит всю иконографию и стиле на протяжении средних веков. Появляется золотая смальта.

Восточная ветьвь христианског средневекового искусства. О типологии храмов. Византийского крестово-купольного храма! центрического типа. Понятие византийского искусство предствляется восточной ветвью христианского искусства. ((Русская византинистика сильно повлила на византинистику)) Византии как государства не существовало. С 4 в.-это Восточная и Западная часть Римской Империи. Город Византий-основан город-государства античной типологии. 8в до н.э. выходцы из Милета основали там город. В уникальном историческом месте. Византий, через него проплывали все греки- 2 берега боспорского пролива-один берег связан с европой, другой-Азия. Никто не проплывал мимо. Точка и политически и экономически высока по значимости. Этот полис сущ-л с 8до.н.э. и до времени завоевании Римс имп. 395г(не был уже гос-м, а был частью римской империи) был переименован в Константинополь!! 1453г-до завоевания турками. Но жители себя называли –ромеев, т.е. римляне. У византийской империи есть средневековый период.(растворение средневек культуры в античности, и граница расплывается в 15-16) а византия как ориентир. В 1453! Византии уже не существовало!!! И становится столицей огромной османской империи.

Есть понятие – протовизантийские памятники. О 4-5вв памятники кот будут на территории византии (не средневековые) эти памятники – используют понятие протовизантийские памятники. И… время 1453


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал