Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль произведений писателя в воспитании детей
Когда В.В. Маяковский организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван – «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах. В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах – будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню – в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее. Первым произведением Маяковского для детей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», написанная в 1925 г. Этой литературной сказкой Маяковский раскрывает перед маленьким читателем сложный для него мир классовых отношений. С одной стороны – новые, гуманистические идеалы, утверждение которых связано с победой пролетариата. С другой – эгоизм, бесчеловечность, характерные для доживающего последние дни нэпманского мира. Так детская литературная сказка под пером Маяковского приобретает политические черты. Эпическая часть состоит из шести глав – это тоже необычно для сказки, но построены они по принципу противопоставления героя – Симы – антагонисту – Пете. Этот принцип контраста двух персонажей выдерживается последовательно: в сказке вокруг каждого из них свой мир. В образах Симы и его отца, прежде всего, подчеркивается любовь к труду. В то время как образ Пети сатиричен. В нем и его отце подчеркиваются черты жадности, обжорства, неряшливости. Так, последовательно опираясь на свой опыт агитационно-поэтической работы для взрослых и творчески используя фольклорные традиции, Маяковский в детской поэзии утверждает новую социалистическую нравственность, корнями уходящую в народную почву. В. Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, усовершенствовать не только в области содержания, но и формы. Часто Маяковский доводит зарисовку до афоризма: «Обезьян смешнее нет. Что сидеть, как статуя? Человеческий портрет, даром что хвостатая», - рассчитанного не только на детское восприятие, афоризма, так сказать двухадресного. Детские стихи Маяковского и для взрослых – подлинная поэзия. Справедливы поэтому слова С.Я. Маршака, сказанные в статье «Маяковский – детям»: «В любой детской книжке – будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками, - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как и в своей поэме «Хорошо!». Он никогда не забывает, что его читатели – маленькие, всего по колено взрослому…Он беседует с ними о важных материях шутливо, ласково, уважительно…» В стихотворении «Кем быть?» (1928) творческое отношение человека к своему долгу, гуманистическая направленность туда, активное приближение будущего составляют единое звено проблем. В любом мастерстве поэт находил то, что может показаться привлекательным и заманчивым деятельному человеку на шестом – седьмом году жизни. Данным произведением Маяковский стремится воспитать у детей активное отношение к труду, к жизни. Он отлично понимал, что в своих играх дети учатся жить, чувствовать, думать и действовать. Эту возможность поиграть в различные профессии, когда одно дело непрерывно сменяется другим, получает ребенок, читая стихотворение. В каждой профессии поэт находит черты, привлекательные для ребенка и в тоже время раскрывающие ее специфику. В творческом наследии Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизни советских людей. Он первый выступил с острополитическими произведениями для детей. В его стихах живет и действует хозяин страны, рожденный революцией. Поэтическая форма стихотворений многими чертами связана с творчески осмысленными традициями фольклора. Все эти черты обеспечили долгую жизнь стихотворениям Маяковского, написанным для детей. Развитие детской поэзии немыслимо без освоения наследия Маяковского.
7. Произведения писателя вошедшие в «Программу воспитания» 1. В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» «Майская песенка» «Конь-огонь» (1класс.)
2. В.В. Маяковский «Песня – молния» «Возьмем винтовки новые» «Эта книжечка моя про моря и про маяк». (2 класс.)
3. В.В. Маяковский «Что ни страница: то слон, то львица». (3 класс.)
4. В.В. Маяковский «Кем быть?» «Прочти и катай в Париж и в Китай». (4 класс.) Заключение
Маяковский вошёл в историю русской литературы 20 в. как экспериментатор. Он привнёс в русскую лирику образцы тонического (акцентного) стиха, породив тем самым мощную поэтическую традицию. Одним из последователей Маяковского стал Н. Н. Асеев. Огромное влияние творчество Маяковского оказало на поэтов-шестидесятников, наследовавших публицистический накал, приверженность к отражению в поэзии общественно значимой проблематики, а также многие приёмы поэтической техники Маяковского. Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию. Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев. Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы. В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий. Список литературы
1.Брик Л.Ю. О Маяковском: Из воспоминаний// Дружба народов.- 2011.- N 3. 2. Каменский В. Из литературного наследия. -М., 2010. 3. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 2011. 4. Кожинов В. Правда и истина// Наш современник.- 2010.- N 4. 5. В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 2012. 6. Маяковский В.В. Собр. соч. в 12 т.- М., 2011. 7. Маяковский В.В. Соч. в 2 т.- М., 2013. 8. Михайлов А.А. Маяковский.- М.: Мол. гвардия, 2011. 9. Михайлов А.А. Маяковский: кто он? // Театр.- 2010.- N 12. 10. Михайлов А.А. Мир Маяковского.- М., 2010. 11. Перцов В.М. Маяковский. Жизнь и творчество (1893-1917).- М., 2011. 12. Пицкель Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира.- М., 2011. 13. Полонская В.В. Воспоминания о В.В.Маяковском// Советская литература сегодня.- М., 2010. 14. Харджиев Н. И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. М., 2010.
|