Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пиковые и мистические переживания






 

Субъективные явления, названные У. Джеймсом, отлично их описавшим, мистическими переживаниями, достаточно обычны у большинства наших испытуемых. Сильные эмоции, описанные в предыдущем разделе, иногда сами становятся достаточно сильными, хаотическими и всеохватывающими, чтобы их можно было назвать мистическими переживаниями. Мой интерес и внимание были вначале вызваны теми из моих испытуемых, которые описывали переживание ими сексуального оргазма в достаточно знакомых терминах, которые я впоследствии вспомнил, использовались различными авторами при описании того, что они называли мистическими переживаниями. Здесь были также чувства безграничности открывающихся взору горизонтов, одновременно всемогущества и крайней беспомощности, экстаз, восторг и трепетный ужас, потеря ощущения своего места в пространстве и времени и, наконец, уверенность в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни.

Очень важно отделить это переживание от всяких теологических и сверхъестественных ассоциаций, хотя в течение тысячелетий оно было с ними связано. Поскольку это переживание является вполне естественным и подлежащим научному изучению, я назвал его пиковым переживанием.

От наших испытуемых мы узнаем, что подобные переживания могут иметь и более низкий уровень интенсивности. В теологической литературе обычно считалось, что мистические переживания абсолютно качественно отличны от остальных. Как только мы отделяем их от сверхъестественного и исследуем как натуральный феномен, оказывается возможным расположить мистический опыт на количественном континууме от интенсивного до слабого. Мы узнаем тогда, что слабые мистические переживания имеются у многих людей, возможно, у большинства, а у некоторых счастливцев они происходят часто, возможно, даже ежедневно.

Сейчас ведутся дальнейшие исследования психологии пиковых переживаний. После 1935 года, когда это исследование было начато продолжается оно до сих пор), я стал придавать все большее значение отличию людей, испытывающих пиковые переживания, от прочих. Вероятнее всего, это различие в силе или степени, но оно чрезвычайно важно. Описанное самым кратким образом, оно состоит в том, что самоактуализирующиеся люди без пиковых переживаний чаще являются практическими, деловыми людьми, мезаморфами, отлично приспособленными к миру, в котором они живут. В отличие от них, люди, испытывающие пиковые переживания, связаны и с другими реальностями - поэзией, эстетикой, символикой, особой мистической личной неинституционной «религией». Я думаю, что со временем это различие окажется одним из важнейших характерологических признаков, особенно существенных для социальной жизни.

 

ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

 

Это понятие, введенное А. Адлером, является самым подходящим для описания тех чувств по отношению к человечеству, которые характерны для самоактуализирующихся людей. По отношению к людям они испытывают общее и глубокое чувство идентификации, симпатии, любви. Они испытывают подлинное желание помочь людям. Они чувствуют себя как бы членом большой семьи.

С недостаточно широкой точки зрения или если охвачен небольшой период времени, это чувство идентификации с человечеством может остаться незамеченным. В конце концов самоактуализирующаяся личность очень сильно отлична от других людей в своих мыслях, импульсах, поведении,, эмоциях. В определенном, очень глубоком смысле, такой человек остается чужаком и незнакомцем, лишь немногие способны его действительно понять, однако любить его могут многие.

Его поступки кажутся неожиданными и чрезмерными, недостатки среднего человека могут выводить его из себя, что является для него минутным переживанием, но окружающими могут быть восприняты трагически. Однако как бы сильно он иногда не отделялся от остальных, он все равно чувствует свое глубокое родство с этими существами. Его отношение к ним проникнуто пониманием того, что он может делать многое, чего не могут они, способен делать то, чего они не видят, и что истина, столь ясная для него, спрятана и темна для этого большинства. Такое отношение Адлер называл отношением старшего брата.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал