Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Величайший секрет обращения с людьми
Существует только один путь под небом убедить кого-либо что-нибудь сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один-единственный. Запомните, другого пути нет! Конечно, вы можете заставить человека «захотеть» отдать вам часы, ткнув ему под ребро револьвер. Вы можете принудить служащего к разовому акту повиновения — пока вы не отвернулись от него, пригрозив ему увольнением. Вы можете ремнем или угрозой заставить ребенка сделать то, чего вы хотите. Но эти грубые методы имеют крайне нежелательные последствия. Единственный способ, с помощью которого смогу убедить вас что-либо сделать, это предложить вам то, что вы хотите. А что вы хотите? Знаменитый доктор Зигмунд Фрейд, из Вены, один из наиболее выдающихся психологов XX столетия, говорит, что все наши поступки берут начало в двух мотивах: в сексуальном влечении и в желании быть великим. Профессор Джон Дьюи, наиболее глубокий американский философ, формулирует это несколько иначе. Доктор Дьюи говорит, что глубочайшим стремлением человеческой натуры является «желание быть значительным». Запомним это выражение «желание быть значительным». Это очень важно. В этой книге вы очень много услышите об этом. Чего же вы хотите? Не столь уж многого. Но того немногого, что стало бы для вас желанным, вы желаете страстно, с настойчивостью, не допускающей мысли об отказе. Почти все нормальные взрослые люди хотят: 1. Здоровья и безопасности. 2. Пищи. 3. Сна. 4. Денег и того, что на них приобретается. 5. Уверенности в своем будущем. 6. Сексуального удовлетворения. 7. Благополучия своих детей. 8. Чувства своей значимости. Почти все желания удовлетворимы, все, за исключением одного, столь же глубокого и властного, как потребность в пище и сне, но оно редко бывает удовлетворенным. Фрейд его называет «желанием быть великим», а Дьюи - «желанием быть значительным». Линкольн однажды письмо начал словами: «Каждому нравится, когда его хвалят». Уильям Джеймс сказал: «Глубочайшим принципом человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности». Заметьте, он не сказал желание, а «страстное желание». Это мучительный, неутолимый голод человеческого сердца, и тот редкий человек, который утолит его, будет владеть душами, и даже могильщик пожалеет о его смерти. Именно желание ощутить свою значимость толкнуло необразованного и забитого нуждой приказчика из бакалейной лавки к изучению книг по вопросам права, найденных на дне бочонка с домашним скарбом, купленным им за 50 центов. Вы, вероятно, слышали об этом приказчике-бакалейщике. Его звали Линкольн. Именно желание почувствовать свою значительность вдохновило Диккенса на создание бессмертных романов. Оно вдохновило сэра Кристофора Рена создать свою симфонию в камне. Это желание заставило Рокфеллера копить миллионы, которых ему никогда не истратить, и богатейшего человека в вашем городе построить дом, намного превышающий своими размерами его потребности. Это желание заставляет вас одеваться по последней моде, водить машину самой последней марки и распространяться о том, какие изумительные у вас дети. Именно это желание соблазняет многих мальчишек становиться гангстерами и бандитами. «Нынешний юный преступник помешан на самом себе, — говорил полицейский комиссар Нью-Йорка Малруней, - и первое, о чем он просит после ареста, это газеты, о сенсационных сообщениях делающих из него героя. Неприятная перспектива угодить в «теплое местечко»- на электрический стул — кажется ему чем-то отдаленным и незначительным, пока он пожирает глазами свое изображение, делящее место с изображениями «Крошки Руфь», Ла-Гардии, Эйнштейна, Рузвельта и т.д. Если вы скажете мне, благодаря чему вы обрели чувство своей значительности, я скажу вам, кто вы. Это определяет ваш характер. Это наиболее существенный ваш признак. К примеру, Джон Рокфеллер сильнее почувствовал свою значительность, пожертвовав деньги на сооружение современной больницы в Пекине, проявив заботу о миллионах бедных людей, которых он никогда не видел и не увидит. Диллингер же, наоборот, обрел чувство своей значительности в бандитизме, грабеже банков и убийствах. Однажды в Миннесоте, когда за ним гналась полиция, он ворвался в аптеку и крикнул: «Я - Диллингер!» Он был горд тем, что является врагом общества номер один! «Я не трону вас», — сказал он. Главное различие между Диллингером и Рокфеллером в том, благодаря чему они приобрели свое чувство значительности. История пестрит любопытнейшими примерами того, как известные люди старались приобрести чувство своей значительности. Даже Джордж Вашингтон хотел, чтобы его титуловали «Его величество. Президент Соединенных Штатов». Колумб домогался титула «Адмирала Океана и вице-президента Индии». Екатерина Великая отказывалась вскрывать письма, на которых не значилось: «Ее Императорскому Величеству». Миссис Линкольн, будучи хозяйкой Белого дома, подобно тигрице набросилась на миссис Грант, вскричав: «Как вы можете садиться в моем присутствии раньше, чем я вам предложила это?» Даже Шекспир, величайший из великих, пытался добиться блеска своему имени приобретением гербового щита для своего рода. Иногда люди изображают из себя беспомощных бальных, чтобы привлечь к себе повышенное внимание и сочувствие и обрести тем самым чувство своей значительности. Насколько я знаю историю, только два человека имели годовой оклад в размере миллиона долларов: Уолтер Крайслер и Чарльз Швэб. Почему Эндрю Карнеги платил Швэбу миллион долларов в год, более чем три тысячи долларов в день? Почему? Может быть, потому, что он знал о производстве стали больше других? Чепуха. Чарльз Швэб сам рассказывал мне, что многие его работники знают о производстве стали больше, чем он. Швэб сказал, что ему платили такую высокую заработную плату за его умение руководить людьми. Я спросил его, как он это делает. Вот его секрет, изложенный собственными словами, которые следовало бы увековечить в бронзе и вывесить в каждом доме и школе, в каждом магазине и учреждении, в стране, слова, которые надлежало бы детям запомнить вместо того, чтобы тратить время на запоминание спряжений латинских глаголов или годового уровня осадков в Бразилии, слова которые преобразуют вашу жизнь в сознание, если только вы будете жить, руководствуясь ими. «Считаю наиболее ценным качеством, которым я обладаю, мои способности возбуждать энтузиазм в людях, - сказал Швэб, - и полагаю, что способ, с помощью которого можно развить лучшее, что заложено в человеке, — это признание его ценности и поощрение. Ничто так не убивает человеческого самолюбия и честолюбия, как критика со стороны вышестоящих. Я никогда никого не критикую. Придаю больше значения тому, чтобы дать человеку принудительный мотив к труду. Поэтому забочусь о том, чтобы найти то, что достойно похвалы, и питаю отвращение к выискиванию ошибок. Когда мне нравится что-нибудь, я искренен в своем одобрении и щедр на похвалу». Именно так Швэб и поступал. А как поступает средний человек? Как раз наоборот. Когда ему что-нибудь не нравится, он поминает всех чертей, когда нравится — молчит. «При всех моих обширных связях и знакомствах, — заявил Швэб, - со многими влиятельными людьми в различных частях земного шара, мне пришлось бы, однако поискать человека, как бы он ни был велик и доволен своим положением, который не делал бы работу лучше и прилагал бы больше усилий под влиянием одобрения, нежели под влиянием критики». То, что он откровенно высказал, явилось одной из главных причин феноменального успеха Эндрю Карнеги. Карнеги высоко ценил его связи как общественные, так и личные. И даже на своем надгробии Карнеги пожелал воздать хвалу своим помощникам. Он сочинил для себя эпитафию следующего содержания: «Здесь лежит тот, кто умеет подчинять себе людей, более умных, чем он сам». В чем же различие между высокой оценкой и лестью? Оно не сложно. Первая искренна, вторая нет. Первая идет от сердца, вторая — фальшивая. Первая вызывает всеобщее восхищение, вторая - всеобщее презрение. Недавно мне довелось увидеть бюст генерала Обрегона во дворце Чапультепек в Мехико-Сити. Под бюстом было выгравировано мудрое изречение, характеризующее мировоззрение генерала: «Не бойтесь врагов, которые нападают на вас, бойтесь друзей, которые вам льстят». Нет! Нет! И нет! Я отнюдь не учу льстить. Я далек от этого. Я рассказываю о новом образе жизни и хочу повторить это. У короля Георга V на стенах его кабинета в Букингемском дворце красовались шесть изречений. Одно из них гласило: «Научи меня не расточать и не принимать дешевых похвал». В этом сущность лести — дешевая похвала. Однажды я прочел определение лести, которое стоит того, чтобы его произнести здесь: «Льстить — это говорить другому именно то, что он думает сам о себе». «Каким бы языком вы не пользовались, - сказал Рольф Эмрос, - вы никогда не сможете сказать ничего.другого, кроме того, кто вы такой». За исключением мыслей, связанных с какими-нибудь конкретными проблемами, 95 % времени, занятого размышлениями, мы посвящаем обычно сами себе. Итак, мы прекратим на некоторое время думать о самих себе и начнем думать о достоинствах других людей, нам не понадобится прибегать к лести, столь дешевой и лживой, что ее можно уличить раньше, чем она сойдет с языка. Эмирсон сказал: «Каждый человек, которого я встречаю, в какой-нибудь области превосходит меня. И в ней я готов у него учиться». Если это было справедливо для Эмирсона, не в тысячу ли раз более это справедливо для нас с вами? Перестанем же думать только о наших совершенствах и желаниях. Попытаемся уяснить достоинства другого человека. Тогда не будет нужды в лести. Давайте честно, искренне признавать хорошее в других. Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их и повторять в течение всей вашей жизни — повторять, спустя годы после того, как вы забудете их.
КТО СПОСОБЕН ТАК ПОСТУПАТЬ, С ТЕМ - ВЕСЬ МИР,
|