![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Посвящения
Вопросы творчества, как и у любого поэта, в центре внимания М.Цветаевой. Близким по духу авторам она посвящает стихи. Ахматовой ...И мы шарахаемся, и глухое: ох! -Стотысячное - тебе присягает, - Анна Ахматова! - Это имя - огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна... Маяковскому Чтобы край земной не вымер Без отчаянных дядей, Будь, младенец, Володимир: Целым миром володей! < Памяти Сергея Есенина> ... И не жалость - мало жил, И не горечь - мало дал, - Много жил - кто в наши жил Дни, все дал - кто песню дал. Духовная близость с Б.Пастернаком воспринимается особенно остро из-за искусственной разъединённости писателей России и русского зарубежья: Расстояния: версты, мили... Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Нас расклеили, распаяли, Не рассорили -- рассорили, Расслоили... Расселили нас, как орлов. Не расстроили -- растеряли По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Особое чувство преклонения испытывала М. Цветаева к немец-кому поэту Р.-М. Рильке. Роман в письмах (их заочно познакомил И. Эренбург) не завершился встречей. Рильке умер в 1926 году. Ему посвящены стихотворение-реквием «Новогоднее», «Поэма Воздуха». Любовные признания сочетаются с надгробным плачем. Звучит пре-дельно искренняя исповедь. Так, как раскрывают душу перед священ-ником, М. Цветаева исповедуется перед ушедшим из жизни поэтом. В его творчестве она видит воплощение бессмертия души. Иллюзия соединения другого мира и земного, как замечает И. Бродский, в ре-альности адреса (над той горой, где похоронен поэт), в указании точ-ного имени адресата и просьбы о вручении ему «в руки». С точки зре-ния вечности смерть и любовь -- одно и то же. Не только в поэзии, но и в прозе М. Цветаевой близок был О. Мандельштам. Ему она щед-рой рукой дарила любимый свой город -- Москву: Из рук моих - нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. «Стихи о Москве» Осмысляя свое место в русской поэзии, Цветаева отнюдь не принижает собственных заслуг. Так, она естественно считает себя «правнучкой» и «товаркой» Пушкина, если не равновеликой ему, то стоящей в том же поэтическом ряду: Вся его наука, - Мощь. Светло - гляжу: Пушкинскую руку Жму, а не лижу. Но все они были для нее лишь собратьями по перу. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по " старинному ремеслу", а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее - себя ощущала собратом и соратником их, и о каждом считала себя вправе сказать, как о Пушкине: " Перья навостроты знаю, как чинил: пальцы не присох ли от его чернил! ". Творчество лишь одного Блока восприняла Цветаева, как высоту столь поднебесную - не отрешенность от жизни, а очищенностью ею; что ни о какой сопричастности этой творческой высоте она, в " греховности" своей, и помыслить не смела - только коленопреклонением стали все ее стихи, посвященные Блоку в 1916 и 1920-1921 годах. Зверю - берлога, Страннику- дорога, Мертвому- дроги. Каждому свое. Женщине- лукавить, Царю - править, Мне славить Имя твое. М. Цветаева поэзию воспринимала как великое святое ремесло. Ее стихи трагедийны по содержанию, исповедальны по форме. Ис-следователи особое внимание уделяют ритму в стихах М. Цветаевой. Судорожный и стремительный их ритм отражает ритм времени. «Мое дело, -- писала Цветаева, -- срывать все личины, иногда при этом за-девая кожу, а иногда и мясо».
|