Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды аудита.
Слово «аудитор» происходит от латинского «слушатель». Процесс аудита, как деятельность впервые применили в США для проверки системы менеджмента качества, а затем с появлением стандартов серии ISO 9000 процесс аудита распространился на Европу. В соответствии с ISO 9000: 2005 аудит системы менеджмента качества – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)». Следовательно, аудит означает систематизированную проверку. Систематизация означает плановость и выполнение. Свидетельство аудита – записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита. При этом, критериями аудита выступает совокупность политики, процедур или требований. Целями аудита в рамках системы менеджмента качества является: - анализ результативности и эффективности СМК по отношению к предписанным целям по качеству; - определение того, соответствует ли элементы системы качества требованиям; - подтверждение соответствия предписаниям властей; - определение слабых точек; - инициатива корректирующих и предупреждающих мероприятий; - мониторинг подобных мероприятий. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АУДИТА – сбор доказательств, подтвержденных фактами, которые позволят сделать вывод о состоянии СМК, основанном на достоверной информации. Аудиты в соответствии с целями можно сгруппировать следующим образом: - аудит системы; - аудит процесса; - аудит продукции/услуг. Аудит системы означает проверку всей СМК. Эта проверка распространяется на сопоставление документов, касающихся качества, с требованиями стандарта и на выполнение деятельности в соответствии с предписаниями. Аудит системы состоит из двух этапов. На первом этапе необходимо удостовериться, что документы, регулирующие деятельность предприятия удовлетворяют требованиям стандарта СМК, потребителя, технике безопасности, защите окружающей среды и т.п. На втором этапе проверяется, что сотрудники предприятия осуществляют свою работу на основании соответствующих предписаний. Аудит процесса – проверка соответствия процесса установленным требованиям. Это означает, например, сопоставление процесса с методическими или рабочими указаниями, спецификациями, определение степени соответствия. При этом, процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы. Аудит качества процесса – целенаправленное исследование процесса для установления определенных обстоятельств дела. В центре внимания аудита находится исследование последовательности действий для определения положения вещей. Аудит продукции – это проверка отдельно взятого образца продукции для определения того, насколько она удовлетворяет требованиям по качеству. В ходе такого аудита анализируется процесс ее производства. Необходимо, чтобы анализируемая продукция располагала однозначной определенной документацией. Ход аудита описывается в таблице 5 Таблица 5 – Ход аудита
В соответствии с методом проведения следует различать внутренний и внешний аудит. Внешний аудит – это проверка, которую могут проводить заказчиком (аудит второй стороной) или независимым аккредитованным лицом (аудит третьей стороной). Внутренний аудит проводят сотрудники предприятия.
|