![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и значение информации.
Концепции природы информации: Первая концепция определяет лингвистическое (семантическое) понимание информации. Словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет информацию в нескольких значениях: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. Следует отметить, что в словарях В. И. Даля вообще отсутствует слово «информация». В русском языке имеются его выразительные синонимы — ведать (знать), извещать. Вторая концепция понимания информации имеет место в физико-математических науках. Научное использование терминов «информация» и «кибернетика» связано с теорией управления, наукой XX в., особенно с именами таких выдающихся ученых, как Р. Тейлор и Н. Винер. Информация - количественная мера снижения неопределенности или энтропии. Третья концепция понимания сущности информации связана с философским и социальным восприятием природы информации. Информация-образ существующей действительности, отраженный в сознании человека и выраженный в символьной форме с целью ориентации и адаптации в жизни. Структура: 1) объекты информационного взаимодействия — предметы и объекты существующей действительности; 2) процесс информационного взаимодействия, в котором участвуют два и более объекта; 3) результат процесса информационного взаимодействия; 4) материальный носитель, который фиксирует образ или оттиск, его качественные либо количественные свойства; 5) отражающий субъект/объект процесса информационного взаимодействия который выполняет промежуточную функцию посредника; 6) цель информационного взаимодействия - приспособление, адаптация к существующей действительности. Результат процесса отражения (отображаемый образ) и его материальный носитель (символ, знак, код) по сути и есть информация.
Информация имеет внутреннее (идеальное) содержание (отображаемый образ действительности) и внешнюю (материальную) форму (символ). В этом заключается смысл идеального и материального в информации, в этом проявляется ее двойная природа. Сущность информации определяется как образ существующей действительности, отраженный в сознании человека и выраженный в символической форме с целью ориентации и адаптации в жизни. Свойства информации: Транспарентность определяется как свободный информационный обмен, свободное (без вмешательства со стороны) отражение действительности в сознании человека. Вторичность по отношению к отражаемым объектам и явлениям существующей действительности. Из этого свойства информации вытекает ее «нематериальность». Объективность, т.е. независимость процесса информационного взаимодействия от субъекта, который получает информацию. Неуничтожаемость информации как идеального образа и уничтожаемость (возможность физического уничтожения) знаков или символов, составляющих материальную основу информации. Это свойство подчеркивает двойное природное начало информации — содержание и форму, которые могут существовать отдельно. Копируемость, т.е. возможность создания большого числа копий отраженного образа на материальных носителях информации. Полезность и ценность информации обусловлена особенностями цели информационного взаимодействия, использования ее в той или иной сфере человеческой деятельности, мера допустимости для принятия решения в конкретной жизненной ситуации.
|