Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методики выявления синдрома эмоционального выгорания
В исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики и изучения психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К числу наиболее известных можно отнести: обширное Стандартизированное интервью Н. Thomae, разработанное им для изучения возрастных и межгенерационных особенностей психологического преодоления; Опросник способов психологического преодоления R. Lazarus и S. Folkman (WOCQ, The Waysof Coping Questionnaire), включающий 68 утверждений; Шкалу неприятностей A. Kenner (The Dayly Hassles Scale), состоящую из 117 пунктов; Краткий опросник, в который входит 33 пункта характеристик стратегии психологического преодоления J. Amirkhan (The Coping Strategy Indicators), недавно созданную Шкалу преодоления, (Соре Scale) С. Carver и М. Scheier.
Создание «Опросника для выявления выгорания» — MaslachBurn-OutInventory (MBI; Maslach& Jackson, 1986 - Методика включает в себя 4 субшкалы: эмоциональная истощенность, личностное самоосуществление, деперсонализация, ущербность, как следствие занятия альтруистическими профессиями) и Шкалы утомления — TediumScale (Pinesetal, 1981) снабдило исследователей психометрическими инструментами, что позволяет использовать более стандартизированный подход. Позже были разработаны другие объективные опросники для распознавания эмоционального выгорания (Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов //Вопросы психологии. 2000. №1.)
Обратимся к методике Б. Поттер для диагностики синдрома эмоционального выгорания. Опросник состоит из 43 утверждений, каждому из утверждений нужно присвоить балл от 1 до 9, адекватный состоянию. Б. Поттер рассматривает проблемные зоны: - отрицательные эмоции: нормально чувствовать себя разбитым, сердитым, угнетенным, неудовлетворенным или беспокойным. Но если Вы уже испытываете синдром выгорания, у Вас будут возникать эти отрицательные эмоции все более часто, пока они не станут хроническими. В конечном счете, Вы будете чувствовать эмоциональную усталость. - межличностные проблемы: когда Вы чувствуете себя эмоционально опустошенным, становится тяжелее иметь дело с людьми на работе и дома. Когда возникают неизбежные конфликты, Вы, вероятно, будете вести себя неровно, излишне эмоционально или очень враждебно. Это делает общение с сотрудниками и друзьями, членами семейства все более и более трудным. Некоторые жертвы СЭВа также способны выйти из социума. - проблемы здоровья: поскольку ваши эмоциональные запасы исчерпались, и качество ваших отношений ухудшается, у вас снижается способность восстанавливать свои силы. Вы можете часто испытывать незначительные болезни, типа простуд, головных болей, бессонницы и болей в пояснице. Вообще, Вы чувствуете себя утомленными и истощенными. - выполнение работы, ниже ваших способностей: в ходе СЭВа, Вам может надоесть ваша работа, и вы теряете энтузиазм к вашим проектам, вы с трудом концентрируетесь, у вас снизилась производительность и качество работы. - токсикомания: злоупотребление алкоголем, наркотиками и никотином, чтобы справиться с напряжением, связанным с конфликтом на работе. Вы можете употреблять большее количество алкоголя, кофе, большее количество наркотиков и курить большее количество сигарет. Увеличенная токсикомания еще больше усложняет ваши проблемы. - чувство бессмысленности: все больше ловите себя на мысли «кто я такой» и «почему беспокоятся»? Это особенно общая черта среди жертв СЭВа.Ваш энтузиазм сменился цинизмом. Работа кажется бессмысленной. Результатом диагностикиявляются три уровня риска возникновения синдрома эмоционального выгорания: 43-129 балла - низкий. Предпримите профилактические действия. 130 - 258 балла - умеренный. Разработайте план исправления проблемных областей. 259-387 балла - высокий. Корректирующее действие необходимо.
Для более подробной диагностики синдрома эмоционального выгорания можно выбрать методику В.В. Бойко. Эта методика наиболее адекватно позволяет диагностировать СЭВ на различных стадиях его протекания. Методика В.В. Бойко включает в себя три фазы: напряжения, резистенции и истощения. Каждая фаза включает в себя по 4 симптома. Так, фаза «Напряжения» служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания и включает в себя симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», симптом «неудовлетворенности собой», симптом «загнанности в клетку», симптом «тревоги и депрессии». Фаза «Резистенции» включает в себя симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», симптом «расширения сферы экономии эмоций и симптом «редукции профессиональных обязанностей». Фаза «Истощения» характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы и включает в себя симптом «эмоционального дефицита», симптом «эмоциональной отстраненности», симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации», симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
49. подобрать методики, позволяющие диагностировать профессиональную рефлексию и деформацию педагога, а также особенности ценностно-смысловой сферы.
1. Методика определения уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).
2.Методика диагностики профессиональной деформации личности учителя (В.Е. Орел, С.П. Андреев).
3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев).
4. Методика определения уровня самоакутализации (САМОАЛ) (Н.Ф. Калина)
5. Методика ранжирования профессиональных ценностей.
|