Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, влияющие на уровень затрат предприятия
Любая деятельность, создающая потребительскую ценность, использует на входе сырье и материалы, человеческие ресурсы, технологию и информацию для выполнения своих функций. При этом на выходе получаются результаты в виде информации (например, данные о покупателях, параметры производительности, статистика брака), активов (например, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность) и пассивов (например, кредиторская задолженность) предприятия. В совокупности покупатели, поставщики и сама фирма с точки зрения их участия в создании потребительской стоимости образуют (по М. Портеру) «целостную цепочку». Отправной точкой при анализе затрат фирмы являются ее цепочки ценности и распределение имеющихся активов и расходов по видам деятельности. Данный подход дает ключ к созданию прочного конкурентного преимущества и помогает сформулировать маркетинговую стратегию предприятия. При распределении затрат внутри цепочки ценности необходимо выделять те виды деятельности, на которые приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. В связи с этим выделяют отрасли и предприятия, в затратах которых преобладают те или иные элементы: материалоемкие, энергоемкие, трудоемкие, фондоемкие. Выделение из всех затрат наиболее быстрорастущей их части позволяет определить наиболее эффективный источник снижения себестоимости продукции (работ, услуг). Кроме того, при распределении затрат необходимо учитывать тот факт, что затраты ведут себя по-разному. Поэтому их следует рассматривать раздельно. Речь идет о широко распространенном за рубежом способе деления затрат на постоянные и переменные. Важным критерием для выделения видов деятельности является поведение конкурентов. Если конкуренты выполняют ту или иную деятельность другими способами, то она должна рассматриваться отдельно в цепочке ценности фирмы, так как различия между конкурентами могут привести к тому, что данный вид деятельности окажется источником конкурентного преимущества или недостатка. Поведение затрат зависит от структурных факторов, которые М. Портер назвал «двигатели затрат» (cost drivers). В общем виде взаимодействие нескольких факторов определяет поведение затрат для данного вида деятельности. Кроме того, относительная важность данного фактора, влияющего на динамику затрат, меняется для разных видов деятельности. Согласно М. Портеру, существует десять главных факторов, влияющих на динамику затрат. 1. Влияние масштаба на затраты. Затраты по тому или иному виду деятельности часто зависят от ее масштабов. эффект экономии масштабов имеет место, когда предприятие может выполнить ту или иную деятельность более эффективно в больших объемах, или когда оно может распределить свои расходы по созданию нематериальных активов (например, реклама, НИОКР и др.) на больший объем продаваемой продукции. Экономия масштаба обусловлена следующими причинами: - по мере роста размеров предприятия возрастает возможность использования преимуществ специализации деятельности; - на более крупных предприятиях больше возможностей внедрения нового высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования; - на больших предприятиях появляется возможность для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции и отходов производства. Однако с ростом масштаба деятельности может наблюдаться и противоположный эффект: увеличение сложности деятельности и расходов на управление может привести к росту затрат. Отрицательный эффект масштаба возникает вследствие следующих причин: - с ростом размера предприятия увеличиваются затраты на передачу и обработку информации, замедляется скорость принятия решений, что приводит к снижению быстроты реагирования в условиях рынка на изменение спроса; - снижается эффективность взаимодействия между отдельными подразделениями, теряется ее гибкость, что в рыночных условиях может отрицательно сказаться на финансовом положении предприятия; - в отдельных подразделениях возникают локальные интересы,; *М: |-Шпротиворечащие интересам предприятия в целом. Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции (естественные монополии), а в некоторых отраслях наблюдается иная картина: средние издержки в начале резко снижаются с ростом объемов производства, а затем почти не изменяются с увеличением выпуска продукции. Экономия масштаба может быть следствием не только технологии, применяемой в той или иной деятельности, но и способа организации производства на предприятии. Для понимания взаимосвязи масштаба деятельности и затрат необходимо изучить механизмы этого влияния. С точки зрения конкуренции это означает, что предприятие должно так управлять своей деятельностью, чтобы максимально повысить ее чувствительность к тому типу масштаба, в котором она имеет наибольшее преимущество перед конкурентами. 2. Обучение. Затраты, связанные с определенной деятельностью, могут уменьшаться благодаря эффекту обучения, которое приводит к повышению эффективности. В число механизмов, приводящих к снижению расходов, входят следующие факторы: оптимизация схемы работ, улучшение расписания, модификация продукции, приводящая к облегчению ее производства и т. д. Эффект обучения различен для разных видов деятельности, поскольку каждая деятельность предлагает разные возможности для своего улучшения. Обучение может происходить в виде резкого улучшения деятельности в один прием (например, при получении информации о каких-либо аспектах деятельности конкурента), но чаще – в виде накопления небольших усовершенствований. Резкое улучшение деятельности представляется наиболее подходящим, когда уровень ее выполнения на предприятии значительно ниже достигнутого конкурентами. Однако такой подход обусловлен большими трудностями, связанными с сопротивлением изменениям и высокими затратами. В свою очередь, непрерывное улучшение нацелено на то, чтобы сделать изменения частью культуры организации. При этом в изменениях участвуют сотрудники всех уровней, и эффект обучения становится необратимым. Таким образом, обучение в организациях зависит от степени внимания, уделяемого ему менеджерами. Для многих предприятий России характерна ситуация, когда они значительно проигрывают своим конкурентам из развитых стран. В виду того, что конкуренция во многих областях бизнеса быстро развивается, предприятиям придется пройти путь резкого улучшения деятельности, в том числе за счет обучения. Обучение может передаваться от одной фирмы к другой через наставников, консультантов, бывших работников и т. д. Данное явление на Западе называется эффектом «перелива». В том виде деятельности, где эффект «перелива» ярко выражен, скорость обучения на предприятии в большей степени определяется обучением всей отрасли. Для российских предприятий часто скорость обучения приводит к падению прибыли. Это обусловлено макроэкономическими преобразованиями. Положение часто усугубляется неправильным распределением средств: закупка слишком дорогой и сложной информационной системы, бессистемный подход к повышению квалификации и т. д. 3. Использование ресурсов. Данный фактор динамики затрат особенно важен. В настоящее время многие фирмы обладают большими ресурсами, но эффективность их использования очень мала. Так, для многих предприятий характерна слишком высокая численность персонала, получающего фиксированный оклад, но работающего неэффективно. Это существенно ухудшает схему использования ресурсов. Кроме того, серьезную проблему представляет широкое распространение неквалифицированного ручного труда. Например, часто на российских предприятиях в снабжении множество кладовщиков, грузчиков, подсобных рабочих выполняют 80-90% подъемно-транспортных, погрузо-разгрузочных работ вручную вместо того, чтобы те же работы выполняло ограниченное число операторов подъемно-транспортной техники. Затраты же на механизацию этих работ обычно не превышают 10% всех капитальных затрат. Экономисты западных предприятий уделяют большое внимание анализу использования ресурсов. Например, они учитывают и тот факт, что использование ресурсов в отдельный момент времени часто зависит от колебаний спроса (сезонности, спада), т. е. при анализе учитывается весь цикл колебаний спроса. На предприятиях составляется схема использования ресурсов, которая отражает изменения в интенсивности их использования, поскольку учитывает затраты при сокращении или расширении деятельности. Кроме того, в схеме использования ресурсов отражаются внешние факторы (в том числе поведение конкурентов и их инвестиционная политика) и частично – политика самой фирмы в таких областях, как маркетинг и выбор ассортимента продаваемой продукции. 4. Связи между различными видами деятельности. Затраты, связанные с некоторой деятельностью, часто зависят от того, как выполняются другие виды деятельности. Причем существует 2 вида связей: внутренние (связи внутри цепочки ценностей) и внешние (связи с цепочками поставщиков и покупателей). Когда виды деятельности связаны между собой, то существует возможность уменьшения суммарных затрат путем изменения одного из них. Реальна даже ситуация, когда увеличение расходов на один вид деятельности приводит к общему снижению затрат. Данное обстоятельство открывает широкие перспективы для оптимизации работы предприятий. Однако многие из них часто не видят (или не хотят видеть) свои возможности. Например, типична ситуация, когда предприятие имеют излишние запасы сырья и материалов, а также готовой продукции, что повышает затраты по входной и выходной логистике. Часто это можно объяснить объективными обстоятельствами, связанными с несовершенством рыночных механизмов. Однако есть и другие причины: некомпетентность работников снабжения и сбыта (отсутствует соответствующая система найма и обучения персонала), не ведется изучение рынка (отсутствует служба маркетинга), отсутствует информационная система. Вертикальные связи отражают взаимосвязи между видами деятельности фирмы и цепочками ценности поставщиков и покупателей. Их можно идентифицировать, исследуя, как поведение партнеров влияет на каждый вид деятельности фирмы и наоборот. Связи с поставщиками обычно сосредоточены вокруг таких аспектов их деятельности, как проектирование продукции, сопровождение услуги, деятельность по обеспечению качества, упаковка, доставка, работа с заказами. Связи с поставщиками могут также возникать, когда поставщики выполняют виды деятельности, которые фирма способна делать самостоятельно. Следует заметить: создание вертикальных связей предполагает достижение высокой степени доверия между партнерами, что, особенно в условиях становления рыночных отношений в России, происходит весьма нечасто. Одной из проблем в эффективном использовании вертикальных связей для предприятий является их стремление к самостоятельности и экономии средств. Особенно это касается информационных технологий. Некоторые крупные компании до сих пор стараются разработать собственные версии программных продуктов, в то время как их конкуренты предпочитают заказывать такую работу у специальных фирм. В результате эти предприятия получают такие программы, которые часто оказываются непригодными для эксплуатации или слишком дорогими. С другой стороны, предприятия, заказывающие дорогостоящие информационные системы, могут попасть в ситуацию, когда система не даст ожидаемого эффекта по ряду причин (сэкономили на обучении работников и др.). 5. Взаимосвязи между деловыми единицами предприятия (подразделениями, отделами). Распределение на виды деятельности между несколькими бизнес-единицами компании (обработка заказов (отдел снабжения), организация сети сбыта (отдел сбыта), маркетинг (отдел маркетинга) и т. д.) может повысить эффективность данного вида деятельности за счет увеличения ее масштаба, более быстрого движения затрат фирмы вниз по кривой обучения или оптимизации схемы использования ресурсов. Однако создание взаимосвязей между бизнес-единицами всегда сопряжено с затратами, которые необходимо сравнивать с потенциальными выгодами от их использования. 6. Выбор времени. Часто на затраты фирмы в той или иной деятельности влияет время ее выхода со своей продукцией на рынок. Предприятие может получить преимущество благодаря более раннему, чем у конкурентов, началу своей деятельности в определенной области бизнеса. Например, создание торгового знака требует меньших расходов на ранних стадиях развития отрасли, чем на поздних. Эффект обучения также тесно связан с выбором времени, поскольку, чем раньше фирма начнет свою деятельность, тем большее преимущество перед конкурентами она получит благодаря снижению затрат вдоль кривой обучения. Однако поздний выход на рынок также имеет свои преимущества. Во-первых, это возможность приобрести более современное оборудование, чем у конкурентов. Во-вторых, фирма избегает больших расходов при освоении новых рынков и товаров, которые неизбежно будут нести первопроходцы. В-третьих, предприятие получает возможность заранее спроектировать свою «цепочку ценности», исходя из учета основных факторов, влияющих на затраты в отрасли. Выбор времени может быть важен для затрат предприятия не только с точки зрения выхода на рынок, но и с точки зрения покупки основных средств и других активов (в период спада деловой активности по минимальным ценам). Однако при этом необходимо иметь в виду, что данное преимущество может оказаться недолговечным, если предприятию придется осуществлять обновление своих фондов в условиях экономического роста. Это может привести к резкому ухудшению конкурентного положения по затратам. Именно такая ситуация имеет место на многих приватизированных предприятиях в России, где основная проблема – устаревшее оборудование. 7. Интеграция. Уровень интеграции часто влияет на затраты того или иного вида деятельности. Поскольку каждая деятельность использует ресурсы, закупаемые со стороны, перед менеджерами стоит проблема выбора, связанная с формой интеграции (горизонтальная (вперед, назад), вертикальная). Интеграция может уменьшить затраты по следующим причинам: во-первых, она избавляет предприятие от необходимости расходов по снабжению, транспортировке и другим видам деятельности, связанных с рынком. Во-вторых, интеграция уменьшает рыночную власть поставщиков или покупателей. В третьих, она может создать условия для непрерывного производства, которое приводит к экономии затрат за счет устранения дорогостоящих производственных этапов. Интеграция также может привести и к росту затрат из-за недостаточно гибкого управления, дороговизны выполнения данной деятельности внутри предприятия по сравнению с независимыми поставщиками и др. Таким образом, рост, снижение или неизменность уровня затрат при интеграции зависят от конкретного вида деятельности и используемых ресурсов. 8. Политика фирмы. Выбор политики в определенной области деятельности фирмы отражает ее стратегию и поэтому часто является следствием компромисса между снижением затрат и дифференциацией. Наибольшее значение для затрат имеет политика предприятия в таких областях, как: - характеристики продукции; - разнообразие ассортимента; - уровень сопровождающих услуг; - политика по формированию бюджета на маркетинг и развитие технологий; - категории обслуживаемых клиентов (крупные или мелкие); - используемые посредники (многочисленные мелкие или небольшое число крупных); - выбор технологии производства; - время поставки готовой продукции; - требования, предъявляемые к сырью, материалам и другим входным ресурсам; - политика управления персоналом, включая наем, подготовку и мотивацию работников; - заработная плата и льготы, предоставляемые персоналу предприятия, по сравнению со средним уровнем в отрасли и др. Наибольшую проблему, связанную с выбором политики, для российских предприятий представляет недостаточное внимание, уделяемое менеджерами вопросам, связанным с маркетингом, подготовкой персонала, техническим перевооружением операций. С одной стороны, это сужает возможности предприятий при создании конкурентного преимущества, а с другой стороны, там, где высшие менеджеры понимают значение вышеуказанных областей деятельности, часто наблюдается скачкообразный рост эффективности и конкурентоспособности благодаря простому следованию основным принципам поведения предприятия на рынке. 9. Местоположение. Данный фактор может влиять на затраты различными путями: - за счет стоимости рабочей силы в регионе; - за счет наличия квалифицированных управленческих кадров и специалистов; - за счет наличия источников сырья, энергии и т. п. Кроме того, климат, культурные нормы и потребительские вкусы зависят от местоположения. Причем они влияют не только на потребность в том или ином товаре, но и на способ выполнения вида деятельности внутри цепочки ценности (например, виды льгот персоналу частично определяются местными обычаями). Наконец, и расходы по логистике часто тесно связаны с местоположением компании. Таким образом, местоположение оказывает влияние на всю деятельность предприятия. При этом его изменение часто приводит к увеличению одного вида затрат и уменьшению другого (например, расположение с целью уменьшения транспортных расходов часто приводит к потере экономии масштаба). Однако изменения в технологии, уровне заработной платы и других факторов могут изменить соотношение разных видов затрат. А это, в свою очередь, может оказаться благоприятной возможностью для получения конкурентного преимущества тому предприятию, которое вовремя заметило эти изменения (например, создание виртуального офиса с помощью компьютерной сети и экономия за счет арендной платы за помещение). Основная проблема, с которой сталкивается ряд российских предприятий, состоит в том, что они находятся вдали от рынков сбыта своей продукции (следствие монополизации советской экономики и неравномерности развития регионов). Поэтому им необходимо создавать свои торговые представительства, что требует крупных единовременных вложений средств, которых часто у предприятий нет. В результате они лишаются возможности вести эффективную маркетинговую политику и таким образом теряют преимущество перед конкурентами или попадают под власть посредников. 10. Институциональные факторы (правительственное регулирование, налоговая и финансовая политика, деятельность профсоюзов, таможенное законодательство и т. д.). В условиях экономики России данный фактор превосходит по значению все предыдущие. Объясняется это отсутствием или противоречивостью правовой базы во многих областях деятельности и, как следствие, непредсказуемостью многих решений властей разных уровней. В результате создается ситуация, когда основные угрозы потерь для предприятия происходят не от конкурентной борьбы на рынках, а от других факторов. Во-первых, это кризис неплатежей, который сделал собственность в России чрезвычайно текучей. Во-вторых, налоговая система, не оставляющая возможностей на полноценное существование предприятия в случае полной уплаты им всех налогов. Таким образом, складывается ситуация, когда отсутствуют легальные правила для сохранения собственности предприятий. Это обстоятельство приводит к тому, что даже самые успешные предприятия в России не уверены в прочности своего владения собственностью. Поэтому основные их усилия и ресурсы направлены на ее сохранение, а не на эффективное управление. Таким образом, российские предприятия, за немногим исключением, не имеют долгосрочной стратегии своего бизнеса, а значит – и стратегии конкурентного преимущества. В общем виде взаимодействие нескольких факторов определяет поведение затрат для любого вида деятельности. Динамика затрат, связанных с тем или иным видом деятельности, зависит от перечисленных выше факторов, степень влияния которых различна. Например, маркетинг и продажа товаров народного потребления длительного пользования определяется двумя главными факторами: масштаб и схема использования ресурсов (при организации торговых представительств, которая зависит от плотности покупателей). Российские предприятия в стремлении сохранить свое конкурентное преимущество чаще всего опираются на масштаб (там, где сохранилась монополизация отрасли со времен директивной экономики) и на институциональные факторы (например, попытки добиться запредельных пошлин на импорт продовольствия и автомобилей). Однако такой подход является малоэффективным перед множеством конкурентов, делающих ставку на другие, более надежные, источники преимущества.
|