Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование маржинального подхода в управлении затратами
Информация о постоянных и переменных затратах наиболее полезна для руководителя при маржинальном подходе, который используется при составлении отчета о прибылях и убытках. В основу маржинального подхода положена концепция маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль (маржинальный доход, маржинальное покрытие, сумма покрытия) — разность между выручкой от реализации продукции и переменными расходами (если эти расчеты проводятся на весь объем реализованной продукции) или разность между продажной ценой единицы продукции и переменными расходами, приходящимися на единицы продукции. Рассмотрим пример. В табл. 5.1 представлены отчеты о прибылях и убытках с использованием традиционного и маржинального подходов. Таблица 5.1 – Отчет о прибылях и убытках с использованием различных подходов, ден. ед.
Маржинальный подход можно рассматривать как инструмент внутрифирменного планирования и принятия решений. Он необходим для проведения анализа «затраты — объем — прибыль». Кроме того, маржинальный подход помогает менеджерам подготовить информацию, необходимую для определения цены единицы продукции, выбора поставщика сырья и материалов, анализа процесса производства, решения задачи «производить или покупать». Учет с использованием этого подхода называется учетом по усеченной себестоимости. В российской практике такой подход в настоящее время используется крайне редко. Ряд руководителей, ознакомившихся с основами управленческого учета, оценил преимущества маржинального подхода – снижение трудоемкости расчетов, дополнительные аналитические возможности. 5.3. Анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» (CVP2 — анализ) Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» – это один из основных инструментов менеджеров при управлении затратами, чтобы добиться максимально возможной прибыли организации. Он помогает понять взаимосвязь и найти наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой, объемом производства. CVP-анализ является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений относительно ассортимента продукции, объема производства, маркетинговой стратегии и т. д. CVP-анализ основан на использовании концепции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль необходима для покрытия постоянных затрат, а затем для получения прибыли. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток. Добиться увеличения прибыли можно, увеличивая величину маржинальной прибыли. Способы увеличения маржинальной прибыли: - увеличение объема реализации за счет снижения цены продаж; - увеличение объема производства и, соответственно, постоянных затрат; - пропорциональное изменение переменных, постоянных и объема выпуска продукции. Рассмотрим на примере. Предприятие X продает 400 единиц продукции. Его отчет о прибылях и убытках представлен в табл. 5.2. Таблица 5.2. Отчет о прибыли и убытках предприятия X
Предположим, предприятие X продало только 1 единицу товара, тогда его отчет о прибылях и убытках будет следующим (табл. 5.3). Таблица 5.3 – Отчет о прибыли и убытках предприятия X
Для каждой дополнительной единицы товара, проданного в течение месяца, 200 руб. маржинальной прибыли будут источником для покрытия постоянных затрат. В случае продажи 2-ой единицы товара маржинальная прибыль увеличивается на 200 руб., убыток предприятия снижается на 200 руб. и составляет 69600 руб. Чтобы предприятие X покрыло постоянные затраты, необходимо продать 350 единиц товара: 70000 / (500 – 300) = 350 Это точка безубыточности. Когда продажи превышают 350 единиц, предприятие X начинает получать прибыль.
|