Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет нормы маржинальной прибыли
Менеджеры западных предприятий предпочитают работать с нормой маржинальной прибыли, а не с маржинальной прибылью. Это удобно, если предприятие выпускает разнообразную продукцию: выгоднее увеличить объем производства той продукции, у которой наибольшая норма маржинальной прибыли. Концепция нормы маржинальной прибыли находит широкое применение в процессе принятия управленческих решений. Норма маржинальной прибыли рассчитывается по формуле: (5.3) где Нмп – норма маржинальной прибыли, МП – маржинальная прибыль, Вр – выручка от реализации. Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение выручки от реализации. Для нашего примера: 80000 / 200000 * 100% = 40% в расчете на единицу 200 / 500 * 100% = 40% Вывод: увеличение выручки на 1 руб. приведет к увеличению маржинальной прибыли на 0, 4 руб. при условии, что постоянные затраты останутся неизменными. Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль при изменении объема производства или объема продаж. Например, если объем увеличится на 20000 шт., то маржинальная прибыль увеличится на 8000 руб. (20000 * 0, 4). Прибыль предприятия увеличится на 8000 р. при неизменности постоянных затрат (табл. 5.4). Таблица 5.4 – Расчет прибыли
Рассмотрим на примере, как влияют на величину прибыли предприятия изменения постоянных и переменных затрат, объема производства продукции, цены продукции. Имеются следующие данные по предприятию, выпускающему определенную продукцию (табл. 5.5). Таблица 5.5 – Исходные данные
Предприятие выпускает 400 ед. продукции в месяц. Постоянные затраты составляют 70000 ден.ед. Ситуация 1. Влияние на прибыль изменения постоянных затрат. По мнению отдела маркетинга, увеличение ежемесячных затрат на рекламу на 10000 ден.ед. позволит увеличить объем выпуска на 30000 ден.ед., а, следовательно, приведет к увеличению прибыли. Обосновать целесообразность увеличения затрат на рекламу. Решение. Используем норму маржинальной прибыли. Существующая величина маржинальной прибыли: (400 ед. * 500 ден. ед.) * 40% = 80000 ден. ед. Ожидаемая величина маржинальной прибыли: (400 ед. * 500 ден. ед. + 30000 ден. ед.) * 40% = 92000 ден. ед. Увеличение маржинальной прибыли: 92000 – 80000 = 12000 ден. ед. Затраты на рекламу относятся к постоянным затратам. Следовательно, постоянные затраты увеличиваются на 10000 ден. ед. Тогда прибыль предприятия увеличится на 2000 ден. ед. (12000 – 10000). Таким образом, увеличение затрат на рекламу улучшит финансовое положение предприятия. Так как в данной ситуации изменяются только постоянные затраты и объем продаж, решение может быть представлено в более простом виде. Дополнительная маржинальная прибыль: 30000 * 40% = 12000 ден. ед. Вычитаем дополнительные постоянные затраты 10000 ден. ед. Дополнительная прибыль 2000 ден. ед. Оба решения основаны на приростном анализе: рассматриваются только те величины (выручка, затраты, объем), которые изменятся, если будет принято предлагаемое решение. Метод приростного анализа наиболее прост и удобен относительно расчета по отчету о прибылях. Ситуация 2. Влияние на прибыль изменения переменных затрат. Производственный отдел предлагает заменить некоторые комплектующие изделия новыми. Это повлечет за собой увеличение переменных затрат на 20 ден. ед. на единицу продукции. Усовершенствование модели увеличит спрос на изделия, что повлечет увеличение объема их производства до 450 ед. Обосновать данное предложение. Решение. Увеличение переменных затрат повлечет за собой уменьшение величины маржинальной прибыли с 200 до 180 ден. ед. Ожидаемая величина маржинальной прибыли: 450 ед. * 180 ден. ед. = 81000 ден. ед. Существующая величина маржинальной прибыли: 400 ед. * 200 ден. ед. = 80000 ден. ед. Увеличение маржинальной прибыли: 81000 – 80000 = 1000 ден. ед. Так как постоянные затраты в данном случае не менялись, то прибыль предприятия также увеличится на 1000 ден. ед. Таким образом, предложение производственного отдела следует рассмотреть. Ситуация 3. Влияние на прибыль изменения цены и постоянных затрат. Чтобы увеличить выручку от реализации, отделом сбыта принято решение о снижении цены на 30 ден. ед. в расчете на одно изделие и увеличение расходов на рекламу на 25000 ден. ед. Специалисты отдела сбыта считают, что если эти меры будут приняты, то объем продаж увеличится на 50%. Обосновать данное предложение. Решение. Маржинальная прибыль на одно изделие в результате снижения цены уменьшится с 200 до 170 ден. ед. Постоянные затраты в результате дополнительных расходов на рекламу увеличатся на 25000 ден. ед. Ожидаемая величина маржинальной прибыли на весь объем: 400 ед. * 150% * 170 ден. ед. = 102000 ден. ед. Существующая величина маржинальной прибыли на весь объем: 400 ед. * 200 ден. ед. = 80000 ден. ед. Дополнительная маржинальная прибыль: 102 000 – 80000 = 22 000 ден. ед. Вычитаем дополнительные постоянные затраты, которые должны быть покрыты за счет маржинальной прибыли: 22 000 – 25000 = -3000 ден. ед Таким образом, если предлагаемые меры будут приняты, то прибыль предприятия снизится на 3000 ден. ед. Аналогичный вывод получим, сравнивая два отчета о прибыли (табл. 5.6). Таблица 5.6 – Отчеты о прибыли при разных объемах производства
Ситуация 4. Влияние на прибыль изменения постоянных и переменных затрат. Отдел маркетинга предлагает вместо рекламы в одном из печатных изданий поручить распространение своей продукции агенту по продаже и платить ему 35 ден. ед. за каждое проданное изделие. На рекламу в печатном издании в настоящий момент расходуется 10000 ден. ед. в месяц. Специалисты отдела маркетинга считают, что эта мере позволит увеличить ежемесячный объем продаж на 15%. Рассмотреть целесообразность предложения. Решение. Изменение формы оплаты труда персонала по продажам повлияет на величину постоянных и переменных затрат. Постоянные затраты снизятся с 70000 до 60000 ден. ед. (на 10000 ден. ед.). Переменные затраты, наоборот, увеличатся на с 300 до 335 ден. ед. (на 35 ден. ед.), и маржинальная прибыль уменьшится с 200 до 165 ден. ед. (на 35 ден. ед.). Ожидаемая величина маржинальной прибыли: 400 ед. * 115% * 165 ден. ед. = 75900 ден. ед. Существующая величина маржинальной прибыли на весь объем: 400 ед. * 200 ден. ед. = 80000 ден. ед. Уменьшение маржинальной прибыли: 75 900 – 80000 = -4100 ден. ед. Уменьшение постоянных затрат на 10000 ден. ед., то есть маржинальной прибыли на покрытие постоянных затрат потребуется меньше на 10000 ден. ед. Увеличение прибыли составит: -4 100 + 10000 = 5900 ден. ед. Следовательно, данное предложение может быть принято. Представим решение этой задачи через отчеты о прибыли (табл. 5.7). Таблица 5.7 – Отчеты о прибылях при разных объемах производства
Ситуации, рассмотренные выше, показывают, что главная роль в выборе поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Величина маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции также оказывает существенное влияние на выбор модели поведения предприятия на рынке. Таким образом, в концепции маржинальной прибыли заложен инструмент решения проблем предприятия, связанных с затратами и доходом.
|