Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние структуры затрат на прибыль
Количественно оценить изменение прибыли в зависимости от изменения объема реализации можно с помощью операционного рычага. Для менеджеров термин «рычаг» связан с тем, как можно увеличить прибыль предприятия при незначительном увеличении объема продаж. Операционный рычаг (ОР) – это показатель доли постоянных затрат в структуре общих затрат предприятия. Высокий уровень операционного рычага на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. На рис. 5.5 представлен график безубыточности при высоком уровне ОР.
Низкий уровень операционного рычага на тех предприятиях, где больший удельный вес занимают переменные затраты. На рис. 5.6 представлен график безубыточности при низком уровне операционного рычага. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж, и незначительное изменение в объеме продаж приводит к значительному изменению прибыли. Уровень операционного рычага рассчитывается по формуле:
ОР = МП / Пр (5.28)
где ОР – уровень операционного рычага; МП – маржинальная прибыль (вклад на покрытие); Пр — прибыль.
Уровень операционного рычага показывает, как при заданном объеме продаж изменение этого показателя (в %) повлияет на изменение прибыли, т. е. на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск. Чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение. Пример. Рассмотрим два предприятия X и У, которые имеют разную структуру затрат: у предприятия X высокие переменные затраты, у предприятия У – высокие постоянные затраты (табл. 5.9).
Таблица 5.9 – Исходные данные о деятельности предприятий X и У
На предприятии У по сравнению с предприятием X больший удельный вес в составе затрат занимают постоянные, хотя общие затраты у предприятий X и У равны 100000 ден. ед. При увеличении объема продаж на 10% (табл. 5.10) прибыль предприятия У увеличивается на 60% (с 10000 до 16000 ден. ед.), а прибыль предприятия X – только на 30% (с 10000 до 13 000 ден. ед.). Таким образом, увеличив объем продаж на 10%, предприятие У получает больше прибыли, чем предприятие X при тех же условиях.
Таблица 5.10 – Данные о деятельности предприятий X и У после увеличения объема продаж на 10%
Рассчитаем уровень операционного рычага на предприятии X и У. Уровень ОР предприятия X = 30000 / 10000 = 3 Уровень ОР предприятия У = 60000 / 10000 = 6 При заданном изменении объема продаж прибыль предприятия X возрастет в 3 раза, в предприятия У – в 6 раз. Если объем продаж увеличится на 10%, то прибыль предприятия X увеличится на 30%, а предприятия У – на 60%. Возвращаясь к вопросу о том, какая структура затрат лучше – с высокой или низкой долей постоянных затрат, можно сказать следующее. Если объем продаж будет больше 100 000 ден. ед., то предприятие У имеет лучшую структуру затрат, т. к. его норма маржинальной прибыли выше, прибыль будет увеличиваться быстрее с возрастанием объема продаж. Если же объем продаж будет снижаться, например, на 10%, то лучшие показатели будет иметь предприятие X, т. к. норма маржинальной прибыли у него ниже, и его убытки будут расти медленнее, чем у предприятия У (табл. 5.11).
Таблица 5.11 – Данные о деятельности предприятий X и У после снижения объема продаж на 10%
Если объем продаж колеблется около 100000 ден.ед., то трудно сказать, какое из предприятий находиться в лучшем положении. Таким образом, использование маржинального подхода, анализа соотношения «затраты — объем прибыли», расчет маржинального запаса рентабельности, операционного рычага и др. показателей позволяет принимать более обоснованные управленческие решения по управлению затратами предприятий. В следующей теме будут рассмотрены методы учета затрат, которые являются частью методов управления затратами.
|