![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обменное и потребительское поведение.
Экономическое поведение – это система специализированных социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограниченных экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения. Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявля‑ ется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями. Торговля (коммерческая деятельность) – это экономическая связь (экономический обмен) между продавцами и покупателями различных благ и услуг с целью получения выгоды (прибыли, вознаграждения) Экономический обмен — одна из форм социального обмена, реализуемого в сфере хозяйственной жизни. Его основой является взаимодействие людей (экономических субъектов), перераспреде‑ яющих различные экономические ресурсы в структуре рыночных отношений с целью получения выгоды (прибыли, дохода, вознаг‑ раждения). Методы и способы обмена зависят от множества факто‑ ров: экономических ресурсов, находящихся в обороте, механизмов ценообразования, компетентности действующих субъектов, их уме‑ ния предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и т.п. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его спе‑ циализации. Субъекты обмена – преследующие свои интересы индивиды, группы, организации, которые, сознательным (рациональным) или традиционным образом вступают в обменные отношения, предполагая получить определенные выгоды или средства приращения своих возможностей. Объекты обмена – те ценности, ресурсы, возможности, которыми обмениваются субъекты, предполагающие реализовать свой интерес в системе различных социальных взаимодействий. К объектам социального обмена относятся: деньги, информация (знания), навыки, умения, технологии, материальные ресурсы, статусы, эмоции – все то, что ценно для субъектов социального обмена в том или ином социальном контексте. Предметы обмена – те выгоды (реальные или мнимые), которые ожидают и предполагают получить субъекты, вступающие в обменные отношения. функций коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями. Наиболее важными из них являются: · обеспечение поиска, координации и коммуникации производителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая функция); · установление необходимых пропорций производства и потребления путем распределения ценовой информации между производителями и потребителями благ (регулятивно-информационная функция); · формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации (конструктивная функция); · стимулирование производства и потребления различных благ и услуг на основе предоставления конкретной ценовой информации об относительной редкости этих благ в различных местах (стимулирующая функция); · экономия средств и ресурсов производителей и потребителей в процессе взаимоприспособления их экономических интересов (посредническо-спекулятивная функция); · обеспечение сохранения потребительских свойств экономических ресурсов в процессе их передачи (распределения) от производителей к потребителям (консервационная функция); · осуществление передачи прав собственности на те или иные блага в процессе их перемещения по каналам рынка от одних пользователей (собственников) к другим (распределительная функция); · предоставление гарантий и страхование рисков в процессе движения товаров (защитно-страховая функция). Типа обменного поведения продавцов (и соответственно покупателей) в зависимости от степени «жесткости» рынка, в системе которого они действуют. Тип обменного поведения на «жестком» рынке (рынке покупателя). Здесь продавец действует в рамках серьезных ограничений (конкуренция, насыщенный спрос, повышенные притязания покупателей к потребительским свойствам предлагаемых благ и услуг), которые он должен объективно учитывать. На «жестком» рынке прибыль может быть получена только при условии, если продавец, учитывая складывающиеся обстоятельства, сможет сформировать и поддерживать такие цены на свои товары, которые покрывают издержки по их производству, распределению и сбыту, а также по обеспечению справедливой нормы прибыли за риск и приложенные усилия. В данной ситуации относительным преимуществом обладает покупатель, так как он в большей степени диктует условия предложения товаров Тип обменного поведения на «мягком» рынке (рынке продавца). Это рынок, где ограничений для предложения товара практически не существует. В связи этим продавец, который имеет абсолютное или относительное преимущество предложения благ и услуг, может диктовать покупателю свои условия относительно их ценовых и потребительских характеристик (цены, качества, объема продаж). Таким образом, продавец, находясь в выгодных условиях, минимизирует свои затраты за счет издержек покупателей. В условиях развитого рынка монополистические преимущества ограничиваются государством в законодательном и фискальном порядке. И, наоборот, в условиях неразвитого рынка монополист широко пользуется преимуществами единственного продавца, в том числе: · фиксирует цены на приемлемом для него уровне, · поддерживает нужный уровень спроса-предложения, · жестко лимитирует притязания появляющихся конкурентов, · манипулирует поведением покупателей, · покупает услуги официальных лиц с целью установления выгодной налоговой политики, · старается не нести ответственности за потребительские качества товара и т.п. Тип обменного поведения на «эластичном» рынке. Здесь действует тенденция равновесного спроса-предложения, то есть продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях. Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удов‑ летворения многочисленных потребностей человека. Фаза потреб‑ ления характерна для большинства субъектов экономического по‑ ведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. Таким образом, процесс потребления в более строгом смысле — это извлечение и присвоение ‑ полезных свойств различных благ, связанные с выключением их (абсолютным или относительным) из экономического оборота. · собственно потребительское поведение, сущность которого состоит в изъятии потребительских свойств различных ресурсов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств; · информационно-поисковое поведение, связанное с обеспечением и поддержанием определенного уровня благосостояния потребительских ячеек (поиск дохода); · информационно-поисковое поведение, ориентированное на удовлетворение платежеспособного спроса потребительских ячеек (поиск товара); · покупательское поведение – относительно самостоятельный элемент потребительского поведения, связанный с приобретением различных благ и их заменителей, включающихся в хозяйственный оборот; · хозяйственное поведение, обеспечивающее координацию всех потребительских действий в соответствии с задачами и целевыми функциями домашних хозяйств (выбор потребительских приоритетов и ранжирование потребительских наборов, рациональное использование доходов и благ, их резервирование, дозирование трат и потребления во времени и построение на этой основе оптимальных потребительских бюджетов), а также реализацию функций их правовой и социальной защиты. Непосредственный процесс потребления — сущностная сторона потребительского поведения. Он является результатом всех других экономических и неэкономических действий, которые делают возможным сам процесс воспроизводства и жизнеобеспечения домашних хозяйств. Естественно, что структура и качество жизнеобеспечения могут быть весьма различны. Они имеют два пограничных уровня: первый находится на границе физиологического минимума, за которым начинается деградация, второй — в зоне престижного (демонстративного) потребления, превышая разумные рациональные нормы и стандарты. Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают. Говоря о специфике «потребительского поведения», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:
Можно сформулировать общие принципы и методы реализации рациональных моделей потребительского поведения, которые базируются на сохранении равновесия дохода (бюджетных ограничений) и необходимых трат (потребления). Рациональными моделями потребительского поведения можно признать те, которые:
|