Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б-2. Общая характеристика системы государственных органов в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды.






Б-1. Закон РФ «Об охране окружающей среды», общая характеристика и значение его в правовом регулировании природопользования и охраны окружающей среды.

Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе.. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы». С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». До этого у нас не было общего закона
в области охраны окружающей природной среды.

Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:

1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.

3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.

4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.

Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.

Декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.

Б-2. Общая характеристика системы государственных органов в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов непосредственно занимаются лицензированием и нормированием ресурсопользования, ведением государственных кадастров и реестров, государственного мониторинга и балансов природных ресурсов, составлением схем комплексного использования природных ресурсов.
1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания.
2. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) осуществляет следующие функции в области природопользования рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу России, и среды их обитания, а также в области 3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. 4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор России) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования и находится в ведении Минприроды РФ. 5. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования и находится в ведении Минприроды РФ.
Агентство организует:
- принятие решений о предоставлении права пользования участками недр и об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр;
- выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
- государственное геологическое изучение недр;
- проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
- 6. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурс) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов и находится в ведении Минприроды РФ.
Агентство реализует в своей деятельности, в частности, следующие полномочия:
- осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесёнными к федеральной собственности;
- осуществляет разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов;
- осуществляет предоставление водохранилищ, которые полностью расположены на территориях субъектов Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
7. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет функции:
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу России;
- по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей;
- К иным государственным органам, осуществляющим управление природопользованием, относятся Министерство экономического развития РФ, другие органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов. Необходимость ведения работ по мониторингу, составлению кадастров и балансов природных ресурсов, а также платность природопользования обусловливают участие в государственном управлении природопользованием таких органов специальной компетенции, как Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ, Министерство финансов РФ и др.

 

Б-3 Инструктивно-методические документы в области оценки и возмещения вреда (федеральный уровень)

Методические указания по оценке и возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (далее - Методика), содержат рекомендации по оценке вреда, порядку организации и проведения работ по расчету и обоснованию размеров убытков территориальными органами Госкомэкологии России, а также по порядку предъявления исков по вопросам возмещения нанесенного вреда.

1.2. Территориальные органы Госкомэкологии России производят оценку вреда, причиненного экологическими правонарушениями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации.

1.3. В случае необходимости при установлении факта экологического правонарушения, оценке его вредного воздействия на окружающую природную среду, расчете величины убытков территориальные органы Госкомэкологии России привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций.

1.4. Субъект хозяйственной деятельности - природопользователь, в результате действий (бездействия) которого произошло негативное воздействие на окружающую природную среду, возмещает убытки от прямого и косвенного воздействия, а также от возможных последствий этого воздействия.

1.5. Действие Методики не распространяется на случаи причинения вреда окружающей природной среде в результате стихийных бедствий и при трансграничном воздействии на окружающую природную среду.

1.6. Методика не регулирует порядок возмещения вреда, нанесенного здоровью людей в результате экологических правонарушений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал