Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое регулирование уголовной ответственности за преступления террористического характера в Российской Федерации
Государственная и общественная безопасность в России обеспечивается с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Нормативно-правовые акты универсального и регионального характера XX - начала XXI в. ориентируют на неприемлемость терроризма и экстремизма для международного сообщества. Нормативно-правовой основой охраны безопасности человека в национальных правовых системах служат Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, Международная конвенция ООН о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, содержащие разработанные международным сообществом основные направления противодействия терроризму. Конвенциональное международное законодательство предлагает дефиницию терроризма, под которым следует понимать деяния, угрожающие жизни или приводящие к гибели людей, имеющие пагубные последствия для международных отношений и представляющие угрозу для безопасности государств.[13] Достаточно объемная трактовка терроризма дана в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. Под терроризмом понимается любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущербкакому-либо материальному объекту, равно как и организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон.[14] Раскрывая особенности стратегического противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации, следует отметить институционализацию базовых понятий в рамках конституционного и отраслевого законодательства РФ. Национальную основу противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности образуют Конституция РФ и федеральные законы. Основной государственный закон признает человека, его права и свободы высшей ценностью, их соблюдение и защиту - обязанностью государства. Ограничение отдельных прав и свобод допускается лишь в исключительных, предусмотренных Конституцией РФ случаях. В России декларируются идеологическое, политическое многообразие и многопартийность. Между тем устанавливается запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности или подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи запрещаются любые формы ограничения прав человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Свобода мысли и слова вместе с тем исключает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Регламентируется запрет на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.[15] На рубеже XX - XXI вв. терроризм, принадлежавший ранее к разряду сравнительно нечастых социально опасных проявлений, превратился в масштабную угрозу безопасности России и всего человечества в целом. Эффективность правового противодействия террористическим угрозам в немалой степени зависит от правильной юридической квалификации общественно опасного поведения как непосредственных исполнителей актов террора, так и лиц, в самых разнообразных криминальных формах содействующих им в этом, а равно от безошибочного выделения различных типов преступлений террористической направленности и четкого разграничения указанных посягательств со смежными преступлениями против личности, общественной безопасности, интересов государственной власти, мира и безопасности человечества. Современные подходы к решению данных задач обозначены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»[16]. Важно подчеркнуть, что Верховный Суд впервые в истории России посвятил отдельное Постановление вопросам квалификации террористического акта и ряда других преступлений террористического характера. Согласно преамбуле названного Постановления, а также принимая во внимание положения ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[17] и ч. 1 ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации[18] (далее - УК РФ), к преступлениям террористической направленности следует отнести общественно опасные посягательства, предусмотренные ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 360 УК РФ.[19] Терроризм включает идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Устрашение террором, насилием, запугивание чем-нибудь, поддержание состояния постоянного страха образуют сущность террористического акта. Однако в широком смысле под терроризмом следует понимать применение насилия со стороны отдельных лиц или группы лиц для устрашения населения либо отдельных специальных лиц, для создания социально-психологической атмосферы страха в целях оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов.[20] Уголовный кодекс РФ в редакции 1996 г. предложил следующее определение понятия терроризма: совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех жецелях. Такое сложное описание объективной стороны преступления, образуемой целым перечнем альтернативных действий, многочисленные цели создали сложности квалификации преступления. Внесение коррективов завершилось изменением наименования ст. 205 УК РФ «Террористический акт» Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ. Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
|