Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содействие террористической деятельности






Еще больше вопросов вызывает ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», в объективную сторону которой входит совершение таких деяний, как склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса[44]. Фактически часть из перечисленных деяний охватывается понятиями подстрекательства и пособничества (ч. 4 и 5 ст. 33 УК РФ). Нельзя также не обратить внимание на грамматическое несовершенство данной нормы: «склонение» и «вербовка» кого и куда? В данной норме по-прежнему присутствует исключенное из уголовно-правового лексикона понятие «терроризм». Но больше всего вопросов вызывает включение в ст. 205.1 УК РФ части 3 «Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 настоящего Кодекса»[45]. Это совершенно избыточная норма, поскольку понятие пособничества раскрыто в ч. 5 ст. 33 УК РФ. Излишним также является включение в примечание к ст. 205.1 УК РФ примечания 1.1, в котором один в один повторяется понятие пособничества, данное в ч. 4 ст. 33 УК РФ. И самое главное, за пособничество законодатель предусмотрел максимальное наказание - лишение свободы на срок до двадцати лет, которое (внимание!) на пять лет превышает максимальное наказание за оконченный состав террористического акта (ч. 1 ст. 205 УК РФ) и равен максимальному наказанию за террористический акт с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 205 УК РФ). Это противоречит принципу справедливости, который гласит, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ). Не отрицая общественной опасности пособничества в совершении преступлений террористического характера, нельзя ставить на один уровень реальных исполнителей и организаторов терактов и пособников, которые в любом случае играли в совершении преступления вспомогательную роль.[46]

Далее подробно о составе преступления.

Объектом преступления ст. 205.1 УК РФ является общественная безопасность.

Объективная сторона состава преступления (ч. 1 статьи) складывается из ряда альтернативных действий:

1) склонение;

2) вербовка;

3) иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ: 205 «Террористический акт», 206 «Захват заложника», 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», 279«Вооруженный мятеж» и 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»;

4) вооружение или

5) подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

6) финансирование терроризма.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, была изменена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ. Сделано это было в целях приведения положений уголовного закона в соответствие с нормами Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 3 мая 2011 г.).

Часть 3 ст. 205.1 УК РФ содержит самостоятельный состав преступления - пособничество в совершении террористического акта. Содержание таких действий раскрыто в примечании 1.1 к статье. Это содействие совершению террористического акта советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Лицо, выполняющее данное деяние, оказывает помощь в совершении террористического акта либо единоличному исполнителю теракта, либо содействует, таким образом, группе лиц по предварительному сговору, совершающим теракт. Если же оно входит в состав организованной группы или преступного сообщества, готовящих теракт, то содеянное должно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ как террористический акт, совершенный организованной группой лиц.

Данная статья УК РФ устанавливает ответственность за содействие террористической деятельности. Террористическая деятельность в соответствии со ст. 3 названного Закона включает:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.[47]

Таким образом, содержание ст. 205.1 УК РФ несколько уже ее названия, поскольку, например, не охватывает такие проявления террористической деятельности, как вовлечение в совершение преступления, предусмотренного ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» УК РФ, пропаганда идей терроризма.

Фактически объективная сторона содействия террористической деятельности проявляется в трех направлениях:

1) вовлечении в совершение преступления, указанного в рассматриваемой статье УК РФ;

2) вооружении или подготовке лица в целях совершения такого преступления;

3) финансировании терроризма.

Склонение и вербовка являются разновидностями вовлечения в совершение преступления террористической направленности.

Под склонением понимается побуждение к совершению каких-либо действий, направленных на формирование у другого лица намерения совершить определенное деяние. Это внушение другому лицу мысли о желательности, необходимости, выгодности определенного поведения, т.е. процесс воздействия на волю и интеллект исполнителя. Склонение происходит путем уговоров, убеждения, возбуждения чувства мести, зависти, т.е. ненасильственными способами. Для наличия состава склонения не имеет значения, какую роль собирается выполнять склоняемое лицо в преступлении. Это могут быть непосредственное участие в выполнении объективной стороны преступления террористического характера или пособнические действия в совершении такого преступления. Например, лицо может быть склонено к действиям по совершению террористического акта, которые выражаются в установлении взрывного устройства в общественном месте, а может быть склонено, принять участие в совершении такого преступления путем изготовления взрывного устройства и передачи его исполнителям. И в том и в другом случае действия лица, склонившего к участию в совершении террористического акта, являются содействием террористической деятельности и образуют состав преступления, предусмотренный ст. 205.1 УК РФ.

Вербовка означает наем людей для выполнения определенной службы, совершения требуемых действий. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1[48] указано: «...Под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение лица в совершение одного или нескольких указанных преступлений, например, путем уговоров, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в совершение хотя бы одного из указанных преступлений».

Объективную сторону состава преступления образует и иное вовлечение лица в совершение преступления.

В соответствии со ст. 205.1 УК РФ вовлечение лица в совершение указанных выше преступлений образует самостоятельный состав преступления. С позиции института соучастия действия, перечисленные в рассматриваемой норме, могут быть оценены как действия пособника и подстрекателя. Но, кроме того, они могут являться и приготовительными действиями к совершению конкретных преступлений, например захвату заложника, организации незаконного вооруженного формирования и т.д. Поэтому деяние виновного подлежит оценке и с позиции наличия состава преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, и с позиции совершения иного конкретного преступления. В этой связи если, например, склонение лица осуществляется для совершения конкретного преступления, действия виновного подлежат квалификации не только по ст. 205.1 УК РФ, но и как приготовление к совершению этого преступления, а если оно совершено, то как подстрекательство к совершению преступления или как действия организатора при наличии соответствующих обстоятельств.

Иное вовлечение в совершение преступления совершается путем шантажа, применения насилия или угрозы его применения, использования материальной или иной зависимости потерпевшего.

Склонение, вербовка, вовлечение являются формальными составами преступлений и окончены с момента совершения действий, направленных на склонение лица к совершению преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, независимо от того, удалось ли вовлечь лицо в выполнение объективной стороны хотя бы одного из этих преступлений.

Под вооружением в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ понимается снабжение лиц, участвующих в террористической деятельности, оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, радиоактивными веществами, ядерными материалами, боевой техникой и т.п. в целях совершения хотя бы одного из преступлений, перечисленных в этой статье.

Подготовка лиц в целях совершения преступлений, указанных в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, заключается в обучении правилам обращения с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами, средствами связи, правилам ведения боевых действий, а также в проведении соответствующих инструктажей, тренировок, стрельб, учений и т.п. Совершение преступления путем вооружения, подготовки или финансирования также относится к категории формальных составов. Преступление будет окончено с момента совершения указанных действий.

Совершение преступления путем вооружения, подготовки или финансирования также относится к категории формальных состав. Преступление будет окончено с момента совершения указанных действий.

Объективную сторону состава преступления образует и финансирование терроризма. Терроризм представляет собой идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанную с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Понятие финансирования терроризма дано в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ. Это предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотябы одного из указанных преступлений. Как видно из сравнения понятия терроризма и данного УК РФ понятия финансирования терроризма, в последнем варианте терроризм понимается несколько уже, так как, говоря о финансировании, законодатель имеет в виду, например, не идеологические изыскания апологетов терроризма, а финансирование подготовки или совершения конкретного преступления или конкретной преступной группы. Таким образом, и применительно к такому виду содействия террористической деятельности, как финансирование терроризма, можно говорить о пособничестве в совершении конкретного преступления.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 указывается: «Финансированием терроризма следует признавать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц)».[49]

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал