![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие высвобождения персонала, виды увольнений
Понятие «высвобождение» кадров. Основные принципы и направления использования персонала в организации. Мероприятия организации в области эффективного использования персонала. Классификация видов увольнений и их причины. Проблемы, возникающие при высвобождении персонала. Методы работы администрации с сотрудниками, увольняющимися по собственному желанию и при подготовке сотрудников к выходу на пенсию.
Высвобождение персонала — вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников. Исходной позицией в управлении процессом высвобождения является признание серьез- ности и важности факта увольнения как с производственной, так и с социальной, и личностной точек зрения. Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на несложной класси- фикации видов увольнений. Критерием классификации в данном случае выступает степень доб- ровольности ухода работника из организации. По этому критерию можно выделить три вида увольнений:
выход на пенсию. Увольнение по инициативе администрации Увольнение по инициативе администрации — чаще всего вследствие сокращения персонала или закрытия организации. Увольнение по инициативе работодателя переживается тяжело потому, что оно затрагивает все важнейшие стороны труда — профессиональные, социальные, личностно-психологические. Профессиональная трудовая роль сотрудника находится в опасности, так как ему потенциально, причем на неопределенный срок, грозит безработица. Выход человека из определенной профес- сиональной среды имеет такие негативные последствия, как, например, потеря социальных взаимосвязей или статуса. Поэтому оттого, как организован сам процесс увольнения, зависит, какое воздействие окажет на работника это событие, — либо усугубит болезненность явления, либо смягчит его.
Увольнение по инициативе работника Относительно беспроблемным с точки зрения организации (если абстрагироваться от по- следующих проблем по найму и адаптации новых сотрудников) является уход работника по собст- венной инициативе. Этот переход в большинстве случаев рассматривается самим сотрудником по- зитивно. Его профессиональная деятельность и социальная среда либо не изменяются сущест- венным образом, либо сотрудник практически готов к подобным изменениям. Службой управ- ления персоналом может быть предложен в этой ситуации один инструмент, который позволяет сотруднику и организации более взвешенно оценить происходящее событие. Таким инструментом является «заключительное интервью». При его проведении сотруднику предлагается назвать истинные причины увольнения, а также оценить различные аспекты производственной деятельности. Сюда можно отнести такие общие моменты, как психологический климат, стиль руководства, перспективы роста, объективность деловой оценки и оплаты труда. Кроме того, могут быть рассмотрены специальные стороны трудового процесса — такие, например, как требования к рабочему месту и условия труда на нем. Помимо этого в процессе «заключительного интервью» могут решаться более «практиче- ские» вопросы, например, информирование работника о его правах и обязанностях при увольне- нии, возврат инвентаря и т.п. Главными целями «заключительного интервью», как правило, являются: · анализ «узких мест» в организации; · попытка, при необходимости, повлиять на решение сотрудника об увольнении. При проведении «заключительного интервью» (в отличие от «оценочной беседы») уволь- няющийся по собственному желанию сотрудник уже не связан с администрацией какими-либо «тактическими» условиями, которые помешали бы ему высказывать свое мнение достаточно откровенно. Поэтому возможность получения дополнительной информации о состоянии дел в организации через «заключительное интервью» должна рассматриваться администрацией как значимый канал обратной связи. Информация, получаемая из «заключительного интервью», может служить основой для формирования определенного круга задач и мероприятий в области развития организации, персонала и т.п. «Заключительное интервью» может также рассматри- ваться в качестве инструмента развития увольняющегося сотрудника. В процессе «заключитель- ного интервью» могут быть частично или полностью сняты различные претензии двух сторон друг к другу. Это помогает либо сохранить конкретного сотрудника для организации, либо не до- пустить дальнейших ошибок во взаимоотношениях администрации и сотрудников.
Выход на пенсию Увольнение из организации вследствие ухода на пенсию характеризуется рядом особенно- стей, отличающих его от предыдущих видов увольнений. Во-первых, выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с достаточной долей точности по времени. Во-вторых, это событие связано с весьма специфическими изменениями в личной сфере. В-третьих, значи- тельные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения. Наконец, в оценке предстоящего пенсионирования человеку свойственна некоторая раздвоенность, опреде- ленный разлад с самим собой. Поэтому процесс выхода на пенсию, а также нахождение челове- ка в не вой социальной роли являются в цивилизованных странах объектом достаточно при- стального внимания. Это внимание исходит как с государства, так и от организации, где чело- век трудился и вноси свой вклад в общее дело. Свое конкретное выражение работа с ее сотруд- никами предпенсионного и пенсионного возраста находит в пре ведении определенных меро- приятий. Курсы подготовки к выходу на пенсию В зарубежных организациях проводятся курсы подготовки к выходу на пенсию, которые помогают сотрудникам перейти в то положение, в котором они могут проработать проблемы, свя- занные с пенсионированием, а также могут познакомиться с характерным чертами нового жизненного этапа. Содержание таких курсов и их методическое построение отличается большим многообра- зием. Они могут проводиться как в форм циклов лекций и бесед, так и в форме однодневных и многодневных семинаров.
|