![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание процесса коучиига
Процесс коучинга может быть представлен в виде модели, которая включает в себя четы- ре стадии. Достижение поставленных целей в процессе коучинга обусловлено успешным за- вершением каждой стадии его выполнения. Стадия 1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации. Наилучшим путем осознания необходимости обучения и развития является анализ теку- щей деятельности и производительности и сравнение полученных данных с тем уровнем, по направлению к которому человек хотел бы двигаться. Полезно иметь четкие стандарты или описания профессиональной компетенции, на овладение которыми направлено обучение, осо- бенно это необходимо, когда перед коучем ставится задача обучить конкретному навыку. Важ- ным условием обучения является самостоятельная оценка обучающимся своих качеств и навы- ков и совпадение стиля обучения, предпочтительного для учащегося и выбранного коучем. Ко- учу очень важно понимать любые различия в предпочтительных для него и учащегося стилях обучения. Стадия 2. Планирование системы ответственности. Обучение и развитие будут эффектив- ными только тогда, когда индивид принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности является планирование процесса коучинга. Коучи не могут (да им и не следует пытаться) навязывать ученикам обучающие програм- мы. Ученик исполняет активную роль в процессе принятия решения. Однако опыт показывает, что согласование с менеджером некоторого плана личного развития (ПЛ Р) позволяет лучше определить необходимое время и место проведения занятий в течение рабочего дня. Хороший ПЛР должен отвечать на следующие ключевые вопросы: Что именно необходимо достигнуть? Как это будет происходить? Когда это будет происходить? Где это будет происходить? Когда этот процесс начнется и когда завершится? Кто будет вовлечен в этот процесс? С кем необходимо согласовывать этот план? Уже сейчас многие организации требуют от своих сотрудников составления планов личного разви- тия. Для того чтобы ПЛР, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным, он должен фокусироваться лишь на одной или двух специфических целях развития, которых необходимо достигнуть в сравнительно краткие сроки. Стадия 3. Реализация плана с использованием стилей; техник и навыков. При реализации програм- мы обучения кручи должны использовать лишь те стили и техники, которые соответствуют ситуации, в ко- торой действует обучаемый. Применяемые стили и методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам коуча. Возможно, самыми важными из этих навыков являются навыки предоставления обратной связи, активного слушания и задавания правильных вопросов. Стили коучинга строятся в континууме, на одном конце которого находятся ситуации, в которых ученик совершенно неопытен, а на другом — ситуации, где ученик обладает значительными навыками и опытом. Удачным стилем для обучения посредством коучинга неопытных учащихся может стать «директивный» стиль. Когда ученики обладают большим опытом, стиль коучинга называется свободным, в этом случае коуч не принимает столь непосредственного участия в процессе коучинга. Между этими экстремумами расположено множество стилей, которые коуч должен уметь применять в зависимости от опыта и степени профессионализма обучающегося. Стадия 4. Оценка результативности. Следует различать мониторинг и оценку. Мониторинг — это регу- лярная проверка процесса реализации плана личного развития сотрудника. Оценка — это анализ и выво- ды по плану личного развития сразу же после его окончательного выполнения. Это одноразовая деятель- ность, которую коуч и его ученик осуществляют совместно. Ключевые вопросы здесь следующие: 1.Достигнуты ли цели развития? 2. Работали ли различные компоненты ПЛР в тех направлениях, для которых они были разрабо- таны? 3. Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему? 4. Был ли ПЛР рентабельным? 5. Появились ли неожиданные результаты? 6. Что бы вы сделали по-другому в следующий раз? 7. Нужен ли новый план личного развития для дальнейшего усовершенствования профессио- нальных навыков?
Техника реализации программы обучения (на примере «3-Д») ' Для максимально быстрой концентрации на потенциальных решениях, которые ученик может осоз- нать и за реализацию которых он может взять на себя ответственность, используется практика техники «3- Д» — одна из наиболее полезных в данной ситуации тактик. Она базируется на анализе, проводимом в трех направлениях. Для использования данной техники коучу необходим простой лист бумаги. Ученику предлагается быстро, одним предложением, определить существующую проблему (барьеры). Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволяет коучу и ученику за очень короткое
ситуация, например временной режим, недостаток ресурсов, география;
вы, например недостаток технических знаний, конфликт приоритетов, общая установка учени- ка. Окончательная стадия — выбор самого подходящего в данной ситуации варианта для его практической реализации. После выполнения этой структурированной техники появляется возможность быстро сконцентри- роваться на потенциальных действиях. Опираясь исключительно на задавание вопросов, коуч может по- мочь людям проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, коуч по- зволяет ученику более четко сфокусировать свое внимание и передает исключительно ему ответственность за принятие окончательных решений. На практике эта техника может проводиться за 10—15 минут. Кроме того, возможно использование техники «3-Д» для самостоятельной тренировки.
|