Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод экономической теории






Лекции

По дисциплине Экономическая теория

По направлению

Юриспруденция

 

Предисловие

При разработке лекционного курса по дисциплине «Микроэкономика» использованы следующие источники:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Тесты. - М.: Инфра-М, 2008, 198 с.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник - М.: Маркет ДС, 2009. – 416 с.

3. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Курс макроэкономики в таблицах и схемах. – М.: Современная школа, 2010, 144 с.

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: Учебник. – М.: Инфра-М, 2011. – 1040 с.

5. Мэнкью Н., Тейлор М. Микроэкономика: Учебник – С.-Пб.: Питер, 2013. - 544 с.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник – М.: Инфра-М, 2011. – 576 с.

7. Нуреев Р.М. Сборник задач по микроэкономике. – М.: Инфра-М, 2010. – 432 с.

8. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник – М.: КноРус, 2013. – 320 с.

9. Тарануха Ю.В., Микроэкономика: Тесты, графические упражнения, задачи: Учебное пособие – М.: Дело и сервис, 2013. – 208 с.

10. Шимко П.Д. Экономика. Практикум. – М.: Высшая школа, 2006. – 367 с.

11. https://libsib.ru

12. https://neznaniya.net

13. https://taxman.org.ua

14. https://websurveys.ru/pzentysi

15. https://www.bibliotekar.ru

16. https://www.consultant.ru

17. https://www.economicportal.ru.

18. https://www.ecsocman.edu.ru

19. https://www.fup.ru

20. https://www.Grandars.ru

21. https://www.grandars.ru

22. https://www.inventech.ru

23. https://www.inventech.ru

24. https://www.milogiya2007.ru

25. https://www.modern-econ.ru

26. https://www.refi.su

27. https://www.std72.ru

28. https://www.study-economics.ru

29. https://zakazat.by/biblioteka/

30. modern-econ.ru


Тема 1. Основные экономические понятия

Экономическая теория исследует проблемы, касающиеся всех людей. Все люди вовлечены в хозяйственную деятельность: трудятся, получают доходы, совершают покупки и т.п. Сам термин «экономика» происходит от греческих «ойкос» - хозяйство и «номос» - закон. Таким образом, эта отрасль познания всегда была направлена на исследование законов хозяйствования.

Альфред Маршалл считал, что экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества.

По мнению Н.Грегори Мэнкью существуют, по крайней мере, три причины, по которым следует изучать экономическую науку.

1. Изучение экономической теории помогает понять реалии окружающего мира.

2. Человек постоянно принимает множество хозяйственных решений. Знание экономических закономерностей может помочь принимать их более осознанно.

3. Знание основ экономики помогает человеку осознать пределы возможного в экономической политике, грамотно действовать при осуществлении своих гражданских прав и обязанностей. Каждый гражданин участвует в выработке политики распределения общественных ресурсов, участвуя в общественной жизни.

 

Термин «экономика используется сейчас в двух значениях:

· как синоним термина «хозяйство»;

· как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.

 

Определение предмета экономической науки неоднократно менялось на протяжении ее развития. В настоящее время общепринятым и традиционным является определение, сформулированное Л.Робинсоном в 1932 г. Экономическая наука изучает закономерности размещения редких благ для удовлетворения конкурирующих целей.

Таким образом, экономика в современном понимании – наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Это наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами. Исходными постулатами экономического исследования являются безграничность человеческих потребностей и ограниченность ресурсов для их удовлетворения.

Экономисты изучают процессы принятия решений относительно покупок, сбережений, инвестиций, определения цен, по которым покупаются и продаются товары, факторы и тенденции, влияющие на экономику в целом.

Основные вопросы, исследуемые экономической теорией:

· что производить;

· как производить;

· для кого производить.

 

Экономические цели могут быть сформулированы следующим образом:

1. Экономический рост.

2. Полная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильность цен (не только в отношении их повышения, но и в отношении их понижения).

5. Экономическая свобода (гарантирование высокой степени свободы экономической деятельности не только фирмам, но также работникам и потребителям).

6. Справедливое распределение доходов (не следует забывать, что справедливое и равное – отнюдь не синонимы).

7. Социальная защита.

8. Паритет торгового баланса.

 

В зависимости от объекта исследования экономику принято разделять на два больших блока:

1. Микроэкономику – исследование поведения отдельных экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм, отраслей и т.п.). Проводится анализ механизмов функционирования отдельных рынков, распределение ресурсов по отдельны направлениям их использования, формирование доходов и т.д. Приставка микро- означает «малый».

2. Макроэкономику – изучение функционирования экономики как целого, общих явлений и процессов (таких, как темпы роста национального дохода, инфляция, безработица и т.п.).

 

Экономика является одной из общественных наук. Она изучает определенную сторону жизни общества и тесно связана с другими общественными науками (историей, социологией, юриспруденцией и т.д.). Экономика – наиболее точная из общественных наук. Она широко использует математический аппарат, количественные методы исследования.

 

В зависимости от наличия в экономическом анализе оценочных суждений экономическую теорию принято делить на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая теория исследует реальные экономические процессы в том виде, как они существуют (отвечает на вопрос: «что есть или может быть»).

Нормативная экономическая теория оценивает эти процессы с точки зрения того, что принято считать нормой (отвечает на вопрос: «что должно быть»).

 

Экономические законы - необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений. Они отражают наиболее существенные, типичные черты экономических процессов. Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер. Однако, в отличие от законов природы, они действуют и проявляют себя лишь через деятельность людей, а потому носят характер тенденций.

Метод экономической теории

Под методом науки понимается совокупность приемов, способов познания, инструменты, с помощью которых осуществляется анализ исследуемых процессов и явлений. Экономическая методология основывается на разработках основных принципов познания в рамках науки о законах и формах мышления – логики.

Основными элементами метода экономической теории являются:

1. Метод научной абстракции, посредством которого исследуемый объект очищается от случайного, временного. Определяются постоянные, типичные, характерные его черты. В результате формулируются категории, основные понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов и экономические законы, отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

2. Анализ и синтез. Посредством анализа целое разделяется на составные элементы и изучается каждый элемент в отдельности. Синтез основан на соединении отдельных элементов, изученных в ходе анализа, в единое целое.

3. Индукция и дедукция. Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – метод познания, состоящий в умозаключениях от общего к частному.

4. Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного объекта на изучаемый объект.

5. Функциональный анализ. При характеристике взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие – как зависимые, производные. Пример: спрос – функция цены.

6. Позитивный анализ – исследование экономических явлений в том виде, в каком они существуют.

7. Нормативный анализ – исследование экономических явлений с позиций того, что принято считать нормой.

8. Экономико-математическое моделирование. Модель – упрощенное, формализованное описание экономической действительности процесса или явления при помощи диаграмм, графиков, формул и т.п. Экономическая модель раскрывает связи между экономическими переменными. Модели основаны на принципе «при прочих равных условиях» - предположении, что все переменные, за исключением тех, которые в данный момент исследуются, неизменны. Используются понятия экзогенные величины (экзогенные переменные) и эндогенные величины (эндогенные переменные). Цель модели – выяснение как экзогенные переменные влияют на эндогенные переменные.

9. Экономический эксперимент. Искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов в определенных условиях с целью их изучения. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ.

10. Агрегирование. Агрегат – совокупность однородных экономических единиц, которые рассматриваются в процессе анализа как одна единица. Пример: студенческая группа, состоящая из отдельных личностей, рассматривается при учебном планировании как одна единица.

 

Рассмотрим графический метод более подробно. Экономические модели могут строиться в виде графиков. В экономических графиках аргумент (независимая переменная) чаще всего откладывается по вертикали, а зависимая переменная – по горизонтали. Это объясняется тем, что иначе многие зависимости не удалось бы продемонстрировать графически. Например, категория «предельная полезность», исходя из постулатов современной экономической теории, не может быть отрицательной или нулевой. Более того, предельная полезность уменьшается по мере роста запаса блага. Если бы аргумент откладывался по горизонтали, а функция по вертикали, то график нельзя было бы построить.

Положительный наклон графика – если с увеличением величины аргумента увеличивается величина функции.

 

 

Рисунок 1.1 График с положительным наклоном

 

Отрицательный наклон графика – если с увеличением величины аргумента уменьшается величина функции.

 

 

 

Рисунок 1.2 График с отрицательным наклоном

 

Нулевой наклон графика – если при изменении величины аргумента величина функции не меняется.

 

 

Рисунок 1.3 График с нулевым наклоном

 

Наклон графика, равный бесконечности – если одной и той же величине аргумента соответствует бесконечное число величин функций.

 

 

Рисунок 1.4 График с наклоном, равным бесконечности

 

Уровень наклона кривой графика в данной точке определяется с помощью касательной к кривой в этой точке

 

 

Рисунок 1.5 Определение наклона графика

 

Кривая может иметь участок с отрицательным и участок с положительным наклоном.

 

 

Рисунок 1.6 График с участками, имеющими разный наклон

 

Классификация моделей:

1. По уровню обобщения

· абстрактно-теоретические;

· конкретно-экономические.

2. По сфере охвата:

· макроэкономические;

· микроэкономические.

3. По степени структуризации:

· малоразмерные;

· многоразмерные.

4. По характеру взаимосвязи элементов:

· линейные;

· нелинейные.

Пример:

Х=2а – линейная модель

Х= а+3в2 – нелинейная модель

5. По времени и характеру действия:

· статические:

· динамические.

 

 

Потребность – состояние неудовлетворенности человека, которое он стремится преодолеть. Выражение нужды, недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.

Принята следующая классификация потребностей.

1. Низшие и высшие потребности. Низшие или первичные потребности - потребности в средствах существования человека, которые не могут быть ничем заменены. Они связаны, прежде всего, с биологическими потребностями (питание, одежда, жилье и т.п.). Высшие или вторичные потребности – потребности, которые связаны с духовной, интеллектуальной жизнью человека.

2. Индивидуальные и общественные потребности. Индивидуальные потребности – потребности, которые человек может удовлетворить сам. Общественные потребности – потребности, которые могут быть удовлетворены только обществом в целом (например, обеспечение безопасности страны, охрана окружающей среды и т.п.).

3. Материальные и духовные.

4. Действительные и абсолютные. Действительные потребности - потребности, которые могут быть удовлетворены при данном уровне развития производства. Абсолютные – потребности, которые могут быть удовлетворены только при будущем развитии производства.

Следует иметь в виду, что границы между видами потребностей условны и подвижны. Различные эпохи различаются между собой не столько по видам потребностей, сколько по способам их удовлетворения.

Группировка потребностей по А.Маслоу (пирамида потребностей Маслоу):

· физиологические потребности (в пище, воде, тепле, воспроизведении рода);

· потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, болезней);

· потребность в социальных контактах (общение с себе подобными);

· потребность в уважении (признание человека, приобретение определенного статуса, авторитета);

· потребность в саморазвитии (совершенствование возможностей и способностей человека).

 

 

Рисунок 1.7 Классический вариант пирамиды Маслоу

(для лиц с малыми доходами)

 

В современной экономической литературе пирамида потребностей получила новые интерпретации.

Например, для представителей среднего класса (профессионалов, менеджеров) потребности 1-го и 5-го уровня – менее актуальны.

 

 

         
         
         
         
         

 

Рисунок 1.8 Пирамида потребностей для среднего класса

 

При высоких доходах 1-й уровень пирамиды – неактуален, 3-й уровень – не очень важен, так как работники этой группы (топ-менеджеры, собственники) работают обычно индивидуально, а не в команде.

         
         
         
         
         

Рисунок 1.9 Пирамида потребностей для лиц с высокими доходами

В рамках экономической теории рассматриваются только экономические потребности, то есть те потребности, которые можно удовлетворить при помощи экономических благ.

Благами называются средства удовлетворения человеческих потребностей. Экономическими благами называются блага, имеющиеся в ограниченном количестве. Речь при этом идет не столько о потенциальной или актуальной ограниченности, сколько о редкости данных благ (их количество меньше платежеспопособной потребности в них).

Виды благ зависят от уровня развития общества, человека, производства. Одни и те же потребности могут быть удовлетворены потреблением различных наборов благ.

Благо, имеющее вещественную форму, называется продуктом. Благо, имеющее форму действия, направленного на удовлетворение человеческой потребности, называется услугой. В экономической теории, как правило, применяется термин «продукция», объединяющее продукт и услугу, и использующееся как синоним термина «экономическое благо». В дальнейшем мы будем использовать термины «продукция», «продукт», «экономическое благо», «благо» как синонимы.

Благо, являющееся предметом сделки на рынке, называется товаром.

Классификация благ:

I. По натуральным характеристикам блага подразделяются на:

1. Объекты:

a) вещественные;

b) информационные.

2. Действия:

a) частные;

b) коллективные.

II. По степени удаленности от конечного потребителя блага подразделяются на:

1. Потребительские блага (которые могут быть использованы для удовлетворения человеческих потребностей непосредственно или с минимальной обработкой самим конечным потребителем). Использование благ конечным потребителем называется конечным потреблением.

2. Производительные блага или ресурсы (которые используются для производства потребительских благ). Использование ресурсов называется промежуточным потреблением. Виды ресурсов:

a) труд;

b) земля (природные ресурсы);

c) капитал (реальный и финансовый);

d) предпринимательство;

e) информация.

III. По длительности использования блага подразделяются на:

1. Долговременные (используемые многократно);

2. Кратковременные (используемые в процессе разового потребления).

IV. По типу взаимодействия блага подразделяются на:

1. Субституты – блага, взаимозаменяемые в процессе использования (например, в качестве источника энергии могут использоваться уголь, нефть, газ, вода и т.п.);

2. Комплименты – блага, взаимодополняемые в процессе потребления (например, автомобиль и бензин).

3. Независимые блага – блага, не связанные между собой в процессе использования.

V. По характеру потребления блага подразделяются на:

1. Частные – блага, потребляемые каждым человеком индивидуально;

2. Коллективные – блага, которые могут быть потреблены только совместно. В составе коллективных благ выделяются:

a) Клубные – блага, которые могут быть использованы совместно лишь до определенного предела (например, городской транспорт). Полезность клубного блага для каждого пользователя зависит от численности последних. Существует определенная величина, называемая границей несоперничества, превышение которой уменьшает количественную и качественную определенность блага или делает его потребление невозможным. Клубное благо – коллективное благо, увеличение числа потребителей которого до некоторого предела не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.

b) Общественные – блага, характеризующиеся отсутствием ограничения доступа потребителей, отсутствием границы несоперничества (например, поддержание национальной или общественной безопасности, государственное управление и т.п.). Характеристики общественного блага: неисключаемость (исключение индивида из числа потребителей которого невозможно) и неделимость. Потребление блага одним индивидом не снижает его доступности для других, в отличие от частных благ, потребление единицы которых одним индивидом исключает возможность потребления этой единицы другим индивидом. Если данное благо доступно одному индивиду, то оно автоматически становится доступным всем. Невозможно никого из данного сообщества исключить из числа потребителей данного блага. Существуют чистые (абсолютные) частные, чистые (абсолютные) общественные блага и большое количество промежуточных вариантов – смешанных благ.

 

По натуральным характеристикам Объекты Вещественные объекты
    Информационные объекты
    Действия  
      Частные действия
        Коллективные действия
По степени удаленности от конечного потребителя Потребительские (прямые)    
    Ресурсы (косвенные)    
         
По длительности использования Долговременные    
    Кратковременные    
         
По типу взаимодействия Субституты    
    Комплиментарные    
    Независимые    
         
По характеру потребления блага Частные (потребляемые индивидуально)    
    Коллективные (потребляемые совместно) Клубные
Общественные

 

Рисунок 1.10 Классификация благ

 

Ограниченность блага является абсолютной категорией. В отличие от нее, редкость блага – относительная категория и означает, что запасы блага меньше, чем потребность в нем. Редкость благ приводит к появлению конкуренции за их использование. Конкуренция предполагает наличие нескольких альтернативных направлений использования блага и борьбу за право распоряжения благом.

Конкуренция – ситуация, когда существуют несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в которых заинтересованы различные группы людей, борющихся за право распоряжаться этим благом.

Полезность благ - субъективная комплексная оценка полезных свойств блага отдельным индивидом в данный момент времени.

Полезность блага зависит прежде всего от:

· потребности потребителя;

· обстоятельств потребления блага;

· количества потребляемого блага;

· субституциональных оценок блага;

· осознания человеком потребности в этом благе вследствие установления причинно-следственной связи между потреблением этого блага и удовлетворением той или иной потребности, что кроме всего прочего зависит и от уровня развития производства.

Возможность измерения полезности блага остается открытым. В зависимости от ответа на него экономисты делятся на кардиналистов и ординалистов (деление предложено В.Парето). Кардиналисты считают, что полезность можно измерить и предлагают специальные единицы измерения – утили, или ютили (от utility ‑ полезность). Ординалисты придерживаются мнения, что полезности не поддаются количественному измерению, но могут быть ранжированы.

Универсальной соизмеримостью обладают ценности благ. Под ними понимается способность блага обмениваться на другие в определенных пропорциях. Блага имеют ценность потому, что они, во-первых, полезны, а во-вторых – редки.

Чем выше интенсивность потребности в благе (которая при прочих равных зависит от его наличного количества), тем больше его ценность.

Редкость блага обусловлена редкостью ресурсов, необходимых для его производства. Ресурсы могут быть использованы для производства разных благ. Следовательно, ценность любого блага может быть выражена его альтернативной стоимостью.

Альтернативная стоимость – количество других благ, которым надо пожертвовать, чтобы получить данное благо. Альтернативная стоимость – относительная величина, зависящая от многих характеристик процесса экономического выбора.

Экономический выбор: выбор наилучшего из альтернативных вариантов, обеспечивающего максимизацию полезности при минимизации затрат. Индивидуальный выбор имеет место, когда человек сам принимает решения, и сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми. Двусторонний выбор – когда для принятия решения и его реализации требуется согласование предпочтений двух индивидов. Коллективный выбор – когда решения принимаются и реализуются людьми в составе группы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал