Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.






Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:

· КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

· ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

· КАК? (осуществляется передача) – Канал

· КОМУ? (направлено сообщение) – Реципиент (аудитория)

· С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Обратная связь (эффективность)

«Теория пули» Лассуэлла стала официальной основой пропаганды. Согласно этой теории, коммуникация подобна магической пуле, перед которой зритель беззащитен, как мишень; эта «пуля», летящая от мозга одного человека к мозгу другого, автоматически «зажигает» реципиента «как электрическую лампочку» и трансформирует его идеи, чувства, знания или мотивацию.

Франкфуртская школа (Адорно - Хоркхаймер) указывает на ведущую роль средств массовой коммуникации в поддержке или дестабилизации существующего социального и политического порядка. Так, например, партийная пресса конца XIX – начала ХХ вв. послужила важным элементом социальных изменений в России.

Исследователи выделяют три основных способа коммуникации: общественно-политические институты; средства массовой информации; неформальные контакты. В системе политико-коммуникативных процессов важную роль играет электоральная коммуникация.

К политическим коммуникациям, основанным на написанном или произносимом слове относят также те, в основе которых лежит иная символика и знаковость, посредством которой передается смысл. Например, такие символические акты, как сожжение повестки о призыве в армию, участие или неучастие в выборах, манипуляция с национальной символикой (политические хеппенинги) – сожжение или демонстрация национальных флагов, разрисовка теми или иными противоборствующими символами неугодных святынь и т. п.

Различают два вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики.

Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.

Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информационные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Д. Макквейл выделил следующие функции средств массовой коммуникации, имеющие политически релевантный характер:

· 1. Информационная: информирование о событиях и существующих условиях в стране и мире; обозначение существующих отношений власти;

· 2. Корреляционная: объяснение и интерпретация информационных событий; обеспечение поддержки существующим властям и господствующим номам; социализация; координация усилий отдельных субъектов; достижение консенсуса; фиксация социальных статусов и приоритетов;

· 3. Континуитивная: трансляция доминирующей культуры; поддержание общности социальных ценностей;

· 4. Развлекательная: обеспечения средств расслабления; смягчение социальной напряженности;

· 5. Мобилизационная: проведение кампаний в поддержку тех или иных действий в области политики, экономики, труда и т. п.

Анализ функций политической коммуникации позволяет сделать вывод о том, что «политическая коммуникация выступает как специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени».

Г. Алмонд предлагает учитывать следующие факторы при оценке систем политической коммуникации в разных обществах:

· 1. Однородность политической информации, т. е. наличие возможности сопоставлять все частные потоки информации в контексте открытого, понятного всем инструментального языка политики.

· 2. Мобильность информации. Этот фактор связан с проблемой понимания общенационального языка политики.

· 3. Объем информации.

· 4. Однородность политической информации, т. е. наличие возможности сопоставлять все частные потоки информации в контексте открытого, понятного всем инструментального языка политики.

· 5. Мобильность информации. Этот фактор связан с проблемой понимания общенационального языка политики.

· 6. Объем информации.

· 7. Направление потоков информации. В современных системах потоки «сверху – вниз» и наоборот примерно одинаковы по интенсивности.

Особое место среди средств политической коммуникации занимают неформальные средства информации. К ним можно отнести молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов. По мнению Б. Грушина, в основе молвы, сплетни, слуха лежит «большая или меньшая доля вымысла, домысла: сознательного, намеренного или несознательного, случайного – это безразлично. Такой вымысел присутствует уже в момент зарождения слуха, т. к. лицо, первым сообщившее сведение, порождающее слух, никогда не располагает всей полнотой точных, точно проверенных фактов относительно объекта суждения». В дальнейшем, по мере передачи сведений от одного лица к другому элементы вымысла усиливаются.

Необходимо помнить, что эмоциональная окраска, которая придается информации с помощью неформальных средств политической коммуникации, делает ее более привлекательной, способствует ее быстрому и глубокому запоминанию, упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп.


Межличностная политическая коммуникация. Она предполагает непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей в сфере политики. Выделяют такие стороны межличностной политической коммуникации:

• коммуникативную, связанную с обменом информацией между партнерами по сообщению, передачей и приемом мнений, чувств (встречи с избирателями, «горячие линии» в прямом эфире на радио и телевидении, виртуальный контакт политиков с гражданами через Интернет и т.п.);

• интерактивную, связанную с обменом действиями между сторонами (вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие во время диалога политиков с населением, контакта политиков друг с другом и т.п.);

• перцептивную, связанную с восприятием и пониманием друг друга взаимодействующих субъектов, объектов политики, формированием определенных межличностных отношений (патерналистские, партнерские, подданнические, равноправные и т.п.).

2) Групповая политическая коммуникация. Она происходит в ходе общения в малых группах (фракции в Государственной Думе, партийные блоки, участники митингов, демонстраций, консультации между членами правительства и администрации Президента и т.п.).

В данном типе коммуникации действуют те же закономерности, что и в межличностной политической коммуникации. В то же время ему присущи и специфические особенности. К ним, прежде всего, относятся лидерство и руководство в группах, стимулирование группы лидером, нацеливание на выполнение определенных задач, процесс обсуждения значимых общественно-политических проблем и принятие групповых решений.

3) Массовая политическая коммуникация. Она возникает в процессе распространения политической информации и влияния в обществе с помощью специальных средств: печати, TV, радио, кино-, фотодокументов и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал