Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические конфликты: понятие, функции, структура, динамика






В отношении понятия «политический конфликт» нет такого многообразия взглядов и представлений, как в определениисоциального конфликта. Это объясняется тем, что социальный конфликт (в широком смысле) имеет место во всех сферах жизнедеятельности людей, тогда как политический конфликт, как правило, возникает и развивается в политической сфере. И все же существуют различные дефиниции понятия «политический конфликт».

Так, по мнению А. Г. Здравомыслова, «политический конфликт есть постоянно действующая форма борьбы за власть в данном конкретном обществе». Д. П. Зеркин определяет политический конфликт как «борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений... за все то, что составляет власть и политическое господство».

С точки зрения В. П. Пугачева, конфликт предполагает направленные друг против друга действия сторон, обусловленные несовместимыми противоречиями, взаимоисключающими целями. При этом «политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти».

Проанализировав приведенные определения, можно выделить ключевые понятия, характеризующие сущность политического конфликта. Итак, политический конфликт предполагает:

столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики (политических отношений);

причиной столкновения является власть и властные отношения, т. с. отношения по поводу захвата, удержания государственной власти или использования власти для достижения своих целей;

субъективным основанием для начала противоборства является осознание субъектами несовместимости существующих противоречий и невозможности их урегулирования иными способами;

противоборство порождает действия субъектов, направленные друг против друга, т. е. реальную борьбу. Односторонние (безответные) действия (захват, порабощение, уничтожение) не являются конфликтом;

политический конфликт является одним из способов урегулирования (разрешения) политических (социально-политических) противоречий.

Таким образом, политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Особенности политического конфликта

Особенности политического конфликта заключаются в следующем.

Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придаст субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала.

Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические ор- типизации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества).

Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать тс или иные властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство по поводу власти.

Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта.

Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.

«Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противоставления сторон в политическом конфликте.

Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте. Так, если на товарном рынке конкурируют и «конфликтуют» реальные товары и услуги, то на политическом «рынке» предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг.

Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется и в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей.

Правовые коллизии политического конфликта. Институцио- нализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования юридического конфликта (юридической составляющей политического конфликта) предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможного числа «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий) и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости.

Односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима.

Национальные и социокультурные особенности политического конфликта. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории политического конфликта и при практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности. Например, попытки ускоренной реформации всей бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий «цветных революций» был реализован, но их результаты для народов этих стран оказались далекими от ожидаемых.

Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Наличие ядерного оружия и других средств массового уничтожения в случае их применения таит угрозу глобальной мировой катастрофы.

Структура политического конфликта

Структура конфликта понимается нами как анализ («детализация») конфликта в его статическом представлении (структурная модель описания конфликта).

С нашей точки зрения, описательная статичная структура социально-политического конфликта как «идеальный тип» явления (по М. Веберу) включает следующие элементы:

две и более противоборствующие стороны (субъекты) конфликта;

объект (предмет) конфликта;

косвенные стороны конфликта (как вероятностный элемент структуры);

третья сторона (как вероятностный элемент структуры);

окружающая социальная среда (социальное и политическое поле).

Каждый из названных элементов структуры социально-политического конфликта, в свою очередь, может представлять собой сложную систему, включающую множество составляющих. Противоборствующая сторона, как сложная структура, может включать следующие элементы:

субъект (субъекты);

участники;

«жертва» и др.

Противоборствующая сторона конфликта

В конфликтологической литературе существуют некоторые разногласия в определении таких понятий, как «субъект», «участник», «основной» и «косвенный» субъект или участник, «сторона конфликта», «третья сторона конфликта» и др. Некоторые исследователи неправомерно, на наш взгляд, отождествляют (смешивают) эти понятия.

Подобное смешение не дает возможности выявить в каждой из конфликтующих сторон реальных субъектов (акторов) противоборства и отделить от них «актеров», играющих второстепенные роли, и массовку. Например, во Вторую мировую войну были вовлечены 72 государства, разделенных на два противоборствующих блока (две стороны конфликта). Но роли тех или иных государств в этом конфликте были весьма неоднозначны, хотя все они входили в одну из его сторон. Поэтому понятие «сторона конфликта» значительно шире таких понятий, как «субъект» или «участник».

Более определенную позицию по поводу участников конфликта занимает М.М.Лебедева. По ее мнению, «конфликт возникает между двумя и более сторонами, которые являются основными, или прямыми, участниками (субъектами, сторонами) конфликта....Кроме основных, бывают косвенные участники в конфликте (страны, блоки, политические и национальные движения), которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону...».

С нашей точки зрения, понятие «противоборствующая сторона конфликта» значительно шире, нежели понятие «субъект» или «непосредственный участник» конфликта. Каждая противоборствующая сторона может включать: субъектов, участников, сторонников, группы поддержки, жертв конфликта, «пятую колонну», внутреннюю оппозицию и др., т. е. всех, кто в силу тех или иных причин оказался «по одну сторону баррикады» и кто является (считается) сторонником определенного конфликтующего субъекта.

Субъекты политического конфликта

Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности. Он — активная составляющая сторона конфликта, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на динамику конфликта в соответствии со своими интересами. Роль субъекта в формировании стороны конфликта и самом конфликте является определяющей. Именно субъект привлекает на свою сторону союзников, участников, ресурсы; определяет реальных и мнимых противников; разрабатывает стратегию и тактику ведения борьбы; заключает «военные» союзы и подписывает соглашения о мире. Если в ходе противоборства из конфликта выбывают те или иные участники, то это может оказать влияние на расстановку сил в нем, но суть конфликта, как правило, не меняется. Если же из конфликта выбывает один из двух противоборствующих субъектов (например, в межличностном конфликте), то конфликт либо прекращается, либо меняет свои качественные характеристики, т. с. это будет уже иной конфликт. Исключение составляют конфликты, стороны которых состоят из трех и более субъектов.

Роль субъекта в формировании стороны конфликта и в самом конфликте, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому кроме соответствующих ресурсов он должен обладать волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для победы в конфликте число сторонников и соответствующие ресурсы. Субъект политики, избегающий политической борьбы, не может стать субъектом политического конфликта. Как правило, такой «субъект» теряет и свой политический статус.

Итак, субъект политического конфликта — это реальный или потенциальный субъект политических отношений, обладающий определенными политическими ресурсами, имеющий свои политические интересы и готовый их защищать (уже защищающий) в реальном политическом противоборстве.

Участники политического конфликта

Понятие «участник политического конфликта» значительно шире понятия «субъект политического конфликта». Если субъект имеет в политическом конфликте собственные интересы и цели, использует свои способы и методы достижения этих целей, обладает определенными ресурсами, необходимыми для политической борьбы, и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает многими из перечисленных качеств. Понятием «участник» охватываются различные категории индивидов, групп, социальных общностей, институтов, так или иначе вовлеченных в политический конфликт.

Участники конфликта — это индивиды, группы, организации, институты, принимающие участие в конфликте на стороне того или иного субъекта. Участник может сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо своей воли вовлеченным в конфликт. Например, во время крупных международных военных конфликтов небольшие государства вынуждены воевать на стороне крупной державы, даже если это противоречит их национальным интересам; родственники и друзья помогают отстоять интересы близкого для них человека; случайные прохожие помимо их воли могут быть вовлечены в уличную драку.

В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами. Например, субъект достиг намеченных целей, и у него нет больше оснований для продолжения борьбы, но у участника появились свои интересы в «чужом» конфликте и уже он сам инициирует продолжение борьбы. Но при любом варианте развития событий противоборствующий социальный субъект будет стремиться привлечь на свою сторону достаточное для безусловной победы в конфликте число «сторонников-участников» и соответствующие ресурсы. Особенно это свойственно политическим субъектам, так как политические конфликты затрагивают интересы больших социальных групп — потенциальных участников политического конфликта.

Участники политического конфликта — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности, политические институты, государства, в силу тех или иных причин и обстоятельств вовлеченные в конфликт и принимающие в нем участие.

Итак, противоборствующая сторона политического конфликта сама может представлять достаточно сложную, состоящую из многих элементов структуру, основу которой составляет субъект конфликта.

«Жертва» в структуре противоборствующей стороны. Особенностью приведенной выше структуры политического конфликта является то, что в качестве одного из вероятностных элементов в составе каждой противоборствующей стороны присутствует «жертва». Она может появиться как в ходе развития конфликта, в результате конфликтных действий сторон, так и вне конфликта, но стать причиной или поводом для его начала. Под «жертвой» имеются в виду пострадавшие в результате конфликтных действий люди, непосредственно не причастные к конфликту. В ходе развития конфликта положение «жертвы» в структуре конфликта может меняться.

Третья сторона конфликта

Некоторые исследователи отождествляют такие понятия, как «неосновные участники конфликта», «косвенные участники», «третья сторона». Например, В. П. Ратников пишет: «К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют такжекосвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной».

С таким отождествлением понятий можно согласиться, но с рядом оговорок (справедливости ради необходимо сказать, что раньше и автор настоящей работы допускал возможность отождествления косвенной и третьей сторон конфликта). Третья сторона действительно занимает в структуре конфликта вполне определенное «место». В одних конфликтах потребность в третьей стороне может и не возникнуть, а в урегулировании других ее роль может быть решающей. Поэтому отождествлять ее с косвенными или неосновными участниками, на наш взгляд, некорректно.

Итак, кроме противоборствующих сторон, в структуру социально-политического конфликта может входить третья сторона, которая включает посредников, судей, миротворцев и др. Структура и функции третьей стороны в конфликте достаточно подробно описаны в зарубежной и отечественной литературе. Поэтому мы остановимся только на ее основных характеристиках и функциях.

Третья сторона призвана тем или иным образом способствовать разрешению конфликта. Она может предложить свои услуги в разрешении конфликта сама, вмешаться в конфликт по просьбе конфликтующих сторон, ее участие в урегулировании конфликта может быть инициировано «общественностью».

Функции и значение третьей стороны в переговорном процессе во многом обусловлены ее статусом на переговорах. М. М. Лебедева выделяет следующие функции третьей стороны:

посредничество - участие в переговорном процессе с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. Оно осуществляется с обоюдного согласия переговаривающихся сторон;

оказание «добрых услуг» - эта функция менее значимая и обязывающая, чем посредничество. Она может ограничиться, например, предоставлением своей территории для проведения переговоров или способствовать налаживанию коммуникаций. Оказание добрых услуг возможно при согласии даже одной стороны;

наблюдение за ходом переговоров - наблюдатели самим фактом присутствия на переговорах создают условия для снижения напряженности между сторонами и способствуют конструктивному диалогу, но сами непосредственно в переговорный процесс не вовлекаются;

арбитраж - его главное отличие в том, что решения, принимаемые арбитром, становятся обязательными для исполнения каждой из сторон1.

Третья сторона должна обладать определенными качествами и характеристиками, а именно:

политическим капиталом - опытом в разработке и принятии важных политических решений, в успешном разрешении сложных политических противоречий;

компетентностью - знаниями и навыками, необходимыми для успешного решения конкретных (типичных) конфликтов;

авторитетом и доверием договаривающихся сторон и общественности;

беспристрастностью — позиция третьей стороны в переговорном процессе должна быть максимально нейтральной.

Третьей стороне отводится промежуточная (равноудаленная) позиция между конфликтующими сторонами. Ее основная функция в конфликте — способствовать его урегулированию, что не исключает и ее особого интереса в «чужом» конфликте. Роль третьей стороны в политическом конфликте, как правило, считается не только престижной, но и выгодной. Она свидетельствует о том, что субъект (субъекты), исполняющий эту роль, обладает различными положительными качествами.

Третья сторона может не только выполнять посреднические функции в конфликте, но и непосредственно принимать окон- нательное решение по его урегулированию (разрешению). Таким статусом третья сторона может обладать в следующих случаях:

конфликтующие стороны наделяют третью сторону необходимыми полномочиями и обязуются выполнять принимаемые ею решения. Такое посредничество можно назвать арбитражем;

соответствующие государственные или международные организации наделяют третью сторону необходимыми полномочиями для урегулирования конфликта (обязательный арбитраж).

В современном мире доминирующую роль как в провоцировании политических конфликтов, так и в их урегулировании играют мощные в экономическом и военном плане государства и блоки. Они в любом межгосударственном конфликте могут играть роль «косвенной стороны» и участвовать в формировании третьей стороны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал