Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Платона о государстве и законах






 

Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.

Основные работы: «Государство» (первая книга – 90-е гг. IV в. до н.э., вторая – десятая книги – 70-60-е гг.); «Политик» (70-60-е гг. IV в. до н.э.); «Законы» (50-е гг. IV в. до н.э.).

Логическое основание политико-правового учения: объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой – разумом; один досту­пен каждому, другой – только избранным.

Сущность человека – это душа, которая имеет три на­чала: разумное, яростное, вожделеющее.

Этим трем началам соответствуют добродетели: муд­рость, мужество, умеренность.

Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвер­тую – справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.

Содержание политико-правового учения. Первый про­ект идеального государства (см. табл. 1) как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государ­ство, счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно наде­ялся на его практическую реализацию.

Платон уподобляет идеальное государство человече­ской душе. В душе каждого человека есть три начала: ра­зумное, яростное, вожделеющее.

В идеальном государстве:

разумному началу соответствует совещательное;

яростному – защитное;

вожделеющему – деловое.

Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сослови­ях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).

Справедливость заключается в том, чтобы каждое из со­словий занималось своим делом:

ü править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и способ­ствовать укреплению государства;

ü защищать полис должны воины, которые подчиняют­ся философам;

ü философы и воины должны вместе управлять произ­водителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.

Платон выступал сторонником жесткой иерархии, замк­нутости и наследственности сословий. Он допускал воз­можность перехода из второго сословия в первое, но был против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, так как считал, что это приведет к гибели государства.

Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основ­ного тезиса о том, что править должны философы.

• Править должны те, кто не стремится к занятию госу­дарственных должностей, т.е. истинные философы, кото­рые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, ина­че с ними будут сражаться соперники в этой любви»; «Если же бедные и неимущие добиваются доступа к обще­ственным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру...».

• В одном из древнегреческих мифов говорится, что боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов – золото, в души воинов – серебро, в души ремесленников и земледельцев – медь и железо.

Платон, ссылаясь на этот миф, делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.

• Только философы способны постигать истинное добро и справедливость, поэтому в идеальном государстве зако­ны будут не нужны: «Таким записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».

Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исклю­чительно служению общему благу государства-полиса, по­этому для этих двух сословий необходимо упразднить ин­ституты частной собственности и индивидуальной семьи: «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий же­лающий».

Средства для существования философов и воинов пре­доставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие, детей воспитывает государство: «...пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей долж­но государство.

Итак, в институтах семьи и частной собственности Пла­тон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.

Воины нуждаются в особом воспитании:

ü из поэзии Гомера, Эсхила «мы исключим сетования и жалобные вопли героев»;

ü будущие воины не должны лгать собственным прави­телям. Только «правителям государства надлежит приме­нять ложь как против неприятеля, так и ради своих граж­дан – для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».

Средства перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правле­ния для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет мо­лод, памятлив, способен к учению, мужествен и от приро­ды великодушен...»; «если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого времени. Хочет ли он приручить своих граждан к добродетельным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».

Платон неоднократно посещал Сицилию по приглаше­нию тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Одна­ко реализовать свой проект на Сицилии Платону не уда­лось.

Классификация форм государства. Платон различает ис­порченные государства по степени их удаленности от иде­ального:

1) тимократия – правление военных, бесконечные вой­ны;

2) олигархия – правление немногих богатых, вражда бо­гачей и бедняков;

3) демократия – правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жре­бию;

4) тирания – власть одного, худшего, окруженного тол­пой негодяев.

Источник смены форм государства Платон видел в пор­че человеческих нравов.

Второй идеальный проект государства (табл. 1) Платон разрабатывает в труде «Законы».

Идеальное государство – это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В качестве примеров монархии и демократии Платон приводит персидскую монархию и афинскую де­мократию.

В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ог­раничена определенными рамками. Следствием этого бу­дет умеренная форма государства. По мнению Платона, это такое государство:

ü которое состоит из 5040 граждан – только владельцев земли;

ü в котором существует государственная собственность на землю, но владение землей – частное;

ü в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;

ü в котором запрещены ростовщичество, закладывание вещей, получение приданного.

Управление идеальным государством. Монархический компонент идеального государства Платона – это колле­гия 37 стражей закона, которые осуществляют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, превышающем норму, установленную для каждого из че­тырех классов населения; выполняют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении иму­щества, превышающем установленную норму.

Демократический компонент идеального государства включает:

1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом созы­ва очередных и внеочередных народных собраний;

2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.

Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночной совет», деятельность которого не зависит ни от каких орга­нов. Он имеет верховную власть в государстве.

Впоследствии Аристотель пришел к выводу: «Что тако­го рода государственное устройство не будет представлять собой соединение демократического и монархического на­чал, ясно».

 

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал