Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы государственного правления
Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления – полития. Полития – это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм олигархии и демократии. Олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных. «Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних...» Полития – это государство, основой которого является средний класс. Характеристики политии: • власть принадлежит «воинам, которые вооружаются за собственный счет»; • преобладает частная собственность на землю средних размеров, хотя есть и государственная собственность на землю; • совместные трапезы для обеспечения полисной солидарности; «лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим»; • самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы граждане «знали друг друга»; • не входят в состав граждан и не участвуют в законосовещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ремесленники, торговцы; • полития – полис с обозримой и легко защищаемой территорией; • умеренный климат (в Греции климат не холодный и не жаркий); • особый характер граждан. Греки обладают и мужеством (как северяне) и умом (как азиаты); • соединение сословного деления с возрастным: военное – юность; законосовещательное – зрелость; жреческое – старость. Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристотеля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон – это уравновешенный разум». Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения. Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех...». Аристотель оправдывает правовое принуждение: «большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...». Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом – неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет». Естественное право предписывает: ü разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться; ü рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»; ü господство мужа над женой. По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми. Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель – критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье – это источник радостей).
* * * Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства – интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству. Аристотель изменил стиль изложения политических идей: научный трактат Аристотеля пришел на смену диалогам Платона. Со своими учениками он описал 158 конституций греческих и варварских государств. Современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки. Аристотель ввел в философию термин «категория». Он первым стал употреблять понятие «tabula rasa» (чистая доска): первозданный ум – как «дощечка для письма», пока ничего не написано, ум ничего и не мыслит. «В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...» (Шарль де Голль).
|