Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка экономической эффективности работы фирмы






Прибыль – обобщающий показатель хозяйственной деятельности фирмы. Напомним, что в фундаментальной экономической теории существуют понятия «экономическая прибыль» И «бухгалтерская прибыль», существование которых связано с явными и скрытыми издержками.

Функции прибыли:

1. Контрольная. Прибыль отражает результат хозяйствования предприятия. Она - показатель эффективности его функционирования.

2. Стимулирующая. Прибыль - источник финансирования расширенного воспроизводства. Фирма может за счет прибыли расширять производство.

3. Распределительная. Средства из прибыли при ее распределении поступают в качестве доходов в госбюджет – через уплату налогов и домашним хозяйствам - через выплату доходов владельцам капитала, собственникам предприятий и работникам в виде премий из прибыли и участия в прибылях.

 

Показатели прибыли:

1. Балансовая прибыль включает в себя:

a) Прибыль от реализации продукции – результат, полученный от основной деятельности предприятия. Исчисляется следующим образом:

Прибыльреализ. = Выручка от реализации без НДС и акцизов – Затраты на производство и реализацию

b) Прибыль от прочей реализации, которая исчисляется следующим образом:

Прибыльпрочей реализ. = Выручка от прочей реализации – Затраты на производство и реализацию объектов прочей реализации.

c) Финансовые результаты от внереализационных операций:

· Сальдо штрафов;

· Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

· Поступления по суммам дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;

· Проценты, полученные по денежным средствам на счетах фирмы;

· Доход от долевого участия в уставных капиталах других предприятий, доходы по ценным бумагам и т.п.

· Доходы от сдачи имущества в аренду;

· Недостача материальных средств, выявленная при инвентаризации.

 

2. Чистая прибыль исчисляется следующим образом: Валовая прибыль – Налоги – Процент по взятым кредитам.

 

Для обеспечения прибыльности производства предприятие должно соблюдать следующие правила:

1. Выбирать производство таких товаров, которые пользуются спросом.

2. Использовать производственные факторы таким образом, чтобы издержки производства были ниже общественных.

3. Эффективно действовать в сфере обращения (как при сбыте продукции, так и при покупке производственных ресурсов).

4. Обеспечить стабильный экономический рост.

 

Рентабельность – относительный показатель доходности фирмы. В общем виде рентабельность – это отношение прибыли к какому-либо показателю.

На практике показатель рентабельности рассчитывается следующим образом.

1. Рентабельность = Балансовая прибыль/(Среднегодовая стоимость основных производственных фондов+Среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств)

 

2. Рентабельность = Чистая прибыль/(Среднегодовая стоимость основных производственных фондов+Среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств)

 

Факторы, влияющие на рентабельность:

· прибыль;

· эффективность использования основных производственных фондов;

· эффективность использования оборотных средств.

 

Увеличение прибыли приводит, при прочих равных условиях, к росту рентабельности. Прибыль может увеличиться вследствие:

a) увеличения объема выпуска;

b) повышения удельного веса продукции с более высокой рентабельностью в выпускаемой продукции;

c) снижения себестоимости продукции;

d) повышения цена на продукцию и т.д.

 

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и эффективности. Рентабельность выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Эта система включает в себя пять групп показателей:

1. Рентабельность продукции,

2. Продаж,

3. Активов,

4. Собственного капитала

5. Прочие показатели.

 

Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.

1. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (Pr) к себестоимости (TC). Рпрод. = Pr / TC. Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции.

2. Расчет рентабельности с учетом доходности на вложенный капитал: Rвложенный капитал = (Вложенный в данное производство капитал * Уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом): (Себестоимость единицы продукции * Объем реализации в натуральном выражении).

 

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:

ROS = прибыль от реализации / выручка от реализации,

Рост этого показателя может отражать:

· рост цен на продукцию при постоянных затратах

· увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции.

Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции.

Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: снижать себестоимость или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

 

Третья группа показателей рентабельности (ROA, ROI) – рентабельность активов или инвестиций:

ROA = прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая)/ средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период,

Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

 

Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.

ROE = ЧП/ ПIII (4.29)

где:

ROE – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);

ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Этот показатель демонстрирует эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, а кроме того, он показывает степень риска предприятия, отражающую рост ROE.

 

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.

Прибыль на 1 акцию:

EPS = ЧПА /КА (4.30)

где:

ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;

КА – среднее число обращающихся за год акций.

Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит:

Р /E = РЦА /EPS (4.31)

где:

РЦА – рыночная цена акции.

Показатель выплаты дивидендов равен:

PR = ДВ / ЧП (4.32)

где:

ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

 

Типы рыночного поведения фирм. Ранее мы исходили из того, что целью фирмы является максимизация прибыли. Однако такое утверждение не всегда является верным.

Виды фирм в зависимости от рыночного поведения:

1. Предпринимательская фирма. Один владелец, он же управляющий. Собственники, предприниматель, менеджер – одно лицо. Функции управления и собственности объединены. Цель – максимизация прибыли.

2. Капиталистическая фирма. Много владельцев. Отделение собственности от управления. Множественность целей: расширение доли рынка, закрепление рыночной ниши и др.

3. Самоуправляющаяся фирма. Собственник и работник – одно лицо. Цель – максимизация общего дохода. Одна из целей – самозанятость и ее сохранение, причем эта цель может превалировать над прибылью.

4. Государственная фирма. Цель – максимизация общественной выгоды.

5. Директорская фирма. Собственность отделена от управления. Возможная цель – максимизация выгоды менеджеров.

Следовательно, целей фирмы может быть много, и не все сводятся к прибыли:

1. Максимизация выручки;

2. Экономический рост, устойчивость в долгосрочной перспективе;

3. «Стремление к удовлетворенности». В сложных корпоративных образованиях существуют несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики и т.д.). Следовательно, возникает проблема баланса интересов. Возможная цель в этой ситуации – обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.

В современной экономике речь идет не столько о максимизации прибыли, сколько о достижении ее определенного уровня, который удовлетворял бы фирму в долгосрочной перспективе.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал