Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка экономической эффективности работы фирмы
Прибыль – обобщающий показатель хозяйственной деятельности фирмы. Напомним, что в фундаментальной экономической теории существуют понятия «экономическая прибыль» И «бухгалтерская прибыль», существование которых связано с явными и скрытыми издержками. Функции прибыли: 1. Контрольная. Прибыль отражает результат хозяйствования предприятия. Она - показатель эффективности его функционирования. 2. Стимулирующая. Прибыль - источник финансирования расширенного воспроизводства. Фирма может за счет прибыли расширять производство. 3. Распределительная. Средства из прибыли при ее распределении поступают в качестве доходов в госбюджет – через уплату налогов и домашним хозяйствам - через выплату доходов владельцам капитала, собственникам предприятий и работникам в виде премий из прибыли и участия в прибылях.
Показатели прибыли: 1. Балансовая прибыль включает в себя: a) Прибыль от реализации продукции – результат, полученный от основной деятельности предприятия. Исчисляется следующим образом: Прибыльреализ. = Выручка от реализации без НДС и акцизов – Затраты на производство и реализацию b) Прибыль от прочей реализации, которая исчисляется следующим образом: Прибыльпрочей реализ. = Выручка от прочей реализации – Затраты на производство и реализацию объектов прочей реализации. c) Финансовые результаты от внереализационных операций: · Сальдо штрафов; · Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; · Поступления по суммам дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы; · Проценты, полученные по денежным средствам на счетах фирмы; · Доход от долевого участия в уставных капиталах других предприятий, доходы по ценным бумагам и т.п. · Доходы от сдачи имущества в аренду; · Недостача материальных средств, выявленная при инвентаризации.
2. Чистая прибыль исчисляется следующим образом: Валовая прибыль – Налоги – Процент по взятым кредитам.
Для обеспечения прибыльности производства предприятие должно соблюдать следующие правила: 1. Выбирать производство таких товаров, которые пользуются спросом. 2. Использовать производственные факторы таким образом, чтобы издержки производства были ниже общественных. 3. Эффективно действовать в сфере обращения (как при сбыте продукции, так и при покупке производственных ресурсов). 4. Обеспечить стабильный экономический рост.
Рентабельность – относительный показатель доходности фирмы. В общем виде рентабельность – это отношение прибыли к какому-либо показателю. На практике показатель рентабельности рассчитывается следующим образом. 1. Рентабельность = Балансовая прибыль/(Среднегодовая стоимость основных производственных фондов+Среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств)
2. Рентабельность = Чистая прибыль/(Среднегодовая стоимость основных производственных фондов+Среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств)
Факторы, влияющие на рентабельность: · прибыль; · эффективность использования основных производственных фондов; · эффективность использования оборотных средств.
Увеличение прибыли приводит, при прочих равных условиях, к росту рентабельности. Прибыль может увеличиться вследствие: a) увеличения объема выпуска; b) повышения удельного веса продукции с более высокой рентабельностью в выпускаемой продукции; c) снижения себестоимости продукции; d) повышения цена на продукцию и т.д.
Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и эффективности. Рентабельность выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели рентабельности отражают разные стороны деятельности предприятия. Эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Эта система включает в себя пять групп показателей: 1. Рентабельность продукции, 2. Продаж, 3. Активов, 4. Собственного капитала 5. Прочие показатели.
Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами. 1. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (Pr) к себестоимости (TC). Рпрод. = Pr / TC. Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. 2. Расчет рентабельности с учетом доходности на вложенный капитал: Rвложенный капитал = (Вложенный в данное производство капитал * Уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом): (Себестоимость единицы продукции * Объем реализации в натуральном выражении).
Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле: ROS = прибыль от реализации / выручка от реализации, Рост этого показателя может отражать: · рост цен на продукцию при постоянных затратах · увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: снижать себестоимость или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности (ROA, ROI) – рентабельность активов или инвестиций: ROA = прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая)/ средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период, Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.
Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств. ROE = ЧП/ ПIII (4.29) где: ROE – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity); ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель демонстрирует эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, а кроме того, он показывает степень риска предприятия, отражающую рост ROE.
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций. Прибыль на 1 акцию: EPS = ЧПА /КА (4.30) где: ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам; КА – среднее число обращающихся за год акций. Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит: Р /E = РЦА /EPS (4.31) где: РЦА – рыночная цена акции. Показатель выплаты дивидендов равен: PR = ДВ / ЧП (4.32) где: ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.
Типы рыночного поведения фирм. Ранее мы исходили из того, что целью фирмы является максимизация прибыли. Однако такое утверждение не всегда является верным. Виды фирм в зависимости от рыночного поведения: 1. Предпринимательская фирма. Один владелец, он же управляющий. Собственники, предприниматель, менеджер – одно лицо. Функции управления и собственности объединены. Цель – максимизация прибыли. 2. Капиталистическая фирма. Много владельцев. Отделение собственности от управления. Множественность целей: расширение доли рынка, закрепление рыночной ниши и др. 3. Самоуправляющаяся фирма. Собственник и работник – одно лицо. Цель – максимизация общего дохода. Одна из целей – самозанятость и ее сохранение, причем эта цель может превалировать над прибылью. 4. Государственная фирма. Цель – максимизация общественной выгоды. 5. Директорская фирма. Собственность отделена от управления. Возможная цель – максимизация выгоды менеджеров. Следовательно, целей фирмы может быть много, и не все сводятся к прибыли: 1. Максимизация выручки; 2. Экономический рост, устойчивость в долгосрочной перспективе; 3. «Стремление к удовлетворенности». В сложных корпоративных образованиях существуют несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики и т.д.). Следовательно, возникает проблема баланса интересов. Возможная цель в этой ситуации – обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе. В современной экономике речь идет не столько о максимизации прибыли, сколько о достижении ее определенного уровня, который удовлетворял бы фирму в долгосрочной перспективе.
|