Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Рынки факторов производства
Применительно к проблемам, рассматриваемым в данной теме, различия между категориями «факторы производства» и «ресурсы» несущественны. Поэтому мы будет употреблять эти категории как синонимы. Конечными собственниками и поставщиками большинства ресурсов являются домохозяйства. Они формируют предложение ресурсов. Покупателями ресурсов – фирмы. Они формируют спрос на ресурсы. Доходы от продажи ресурсов называются факторными. Факторные доходы одновременно являются расходами фирм на приобретение ресурсов. Виды факторных доходов: 1. Заработная плата (фактор труд). 2. Процент (фактор капитал). 3. Рента (фактор земля). 4. Предпринимательский доход (фактор предпринимательство).
Значение рынка факторов производства: · цены факторов определяют уровень издержек производства, что в свою очередь определяет величину рыночного предложения продукции; · цены факторов являются важнейшим условием формирования доходов домохозяйств (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), а они, в свою очередь, определяют спрос на продукцию; · нормальное функционирование рынка факторов способствует эффективному распределению ресурсов между экономическими субъектами, и минимизирует альтернативные издержки производства продукта.
Рассмотрим особенности спроса на ресурсы. Прежде всего следует рассмотреть специфику самого рынка 2*2 (товары для бизнеса): · на этом рынке меньшее число покупателей по сравнению с рынком потребительских товаров; · это рынок «профессиональных покупателей», хорошо разбирающихся в свойствах покупаемых товаров; · объем покупок значительный; · спрос на товары на этом рынке, как правило, менее эластичен, чем спрос на потребительские товары.
Спрос на факторы производства – производный от спроса на готовые товары, производимые с помощью этих факторов. Из производного характера спроса следует, что: 1. Спрос зависит от эффективности использования данного фактора в производстве товара. 2. Спрос зависит от цены товара, производимого с помощью данного фактора. Следовательно, распределение ресурсов между отраслями определяется структурой спроса на потребительские товары. Факторы спроса на ресурс 1. Спрос на продукт, производимый с помощью данного ресурса. Динамика спрос на ресурс и продукт однонаправлена. Увеличение спроса на продукт приводит в росту его цены и к росту спроса на ресурс, используемый при производстве этого продукта. 2. Эффективность ресурса, которая определяется его производительностью. Повышение эффективности ресурса ведет к росту спроса на него. Эффективность ресурса, в совою очередь зависит от: · Уровня технического развития (чем он выше, тем, например, выше производительность труда); · Качества ресурса и т.д.
Эластичность спроса на фактор. Построение формулы эластичности аналогично построению формулы эластичности спроса на товар. Е = процентное изменение объема фактора/процентное изменение цены фактора Е = Δ F/F: Δ PF/PF (5.1)
Факторы, эластичности спроса: 1. Темпы сокращения предельного продукта фактора (МРF). Чем медленнее сокращается МРF, тем медленнее снижается спрос на фактор (кривая спроса на фактор тождественна кривой предельного продукта фактора в денежном выражении - МRРF). 2. Степень взаимозаменяемости фактора. Чем выше степень его заменяемости, тем выше эластичность. 3. Эластичность спроса на продукт, производимый с помощью данного фактора. Чем выше эластичность продукта, тем выше эластичность фактора. 4. Доля затрат на фактор в общих издержках. Чем выше удельный вес этих затрат, тем выше эластичность спроса на фактор.
Правило наименьших издержек – издержки минимизируются в том случае, когда последняя денежная единица, затраченная на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продует. MRP1/P1=MRP2/P2=…=MRPN/PN (5.2) В этой ситуации складывается оптимальная комбинация факторов, обеспечивающая максимизацию выпуска. Правило максимизации прибыли – фирма должна использовать дополнительные единицы фактора до тех пор, пока прирост совокупного дохода от использования дополнительной единицы больше прироста совокупных издержек, связанных с привлечением этой единицы. MRР=MRС (5.3) Кривая спроса на фактор совпадает с кривой предельного продукта фактора в денежном выражении (МRРF). Кривая имеет отрицательный наклон вследствие закона убывающей отдачи. В условиях неконкурентного рынка это обстоятельство дополняется тем, что фирма-монополия или участник рынка монополистической конкуренции для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, вынуждена снижать цену.
|