Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Рынки факторов производства






Применительно к проблемам, рассматриваемым в данной теме, различия между категориями «факторы производства» и «ресурсы» несущественны. Поэтому мы будет употреблять эти категории как синонимы.

Конечными собственниками и поставщиками большинства ресурсов являются домохозяйства. Они формируют предложение ресурсов. Покупателями ресурсов – фирмы. Они формируют спрос на ресурсы. Доходы от продажи ресурсов называются факторными.

Факторные доходы одновременно являются расходами фирм на приобретение ресурсов.

Виды факторных доходов:

1. Заработная плата (фактор труд).

2. Процент (фактор капитал).

3. Рента (фактор земля).

4. Предпринимательский доход (фактор предпринимательство).

 

Значение рынка факторов производства:

· цены факторов определяют уровень издержек производства, что в свою очередь определяет величину рыночного предложения продукции;

· цены факторов являются важнейшим условием формирования доходов домохозяйств (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), а они, в свою очередь, определяют спрос на продукцию;

· нормальное функционирование рынка факторов способствует эффективному распределению ресурсов между экономическими субъектами, и минимизирует альтернативные издержки производства продукта.

 

Рассмотрим особенности спроса на ресурсы. Прежде всего следует рассмотреть специфику самого рынка 2*2 (товары для бизнеса):

· на этом рынке меньшее число покупателей по сравнению с рынком потребительских товаров;

· это рынок «профессиональных покупателей», хорошо разбирающихся в свойствах покупаемых товаров;

· объем покупок значительный;

· спрос на товары на этом рынке, как правило, менее эластичен, чем спрос на потребительские товары.

 

Спрос на факторы производства – производный от спроса на готовые товары, производимые с помощью этих факторов.

Из производного характера спроса следует, что:

1. Спрос зависит от эффективности использования данного фактора в производстве товара.

2. Спрос зависит от цены товара, производимого с помощью данного фактора.

Следовательно, распределение ресурсов между отраслями определяется структурой спроса на потребительские товары.

Факторы спроса на ресурс

1. Спрос на продукт, производимый с помощью данного ресурса. Динамика спрос на ресурс и продукт однонаправлена. Увеличение спроса на продукт приводит в росту его цены и к росту спроса на ресурс, используемый при производстве этого продукта.

2. Эффективность ресурса, которая определяется его производительностью. Повышение эффективности ресурса ведет к росту спроса на него. Эффективность ресурса, в совою очередь зависит от:

· Уровня технического развития (чем он выше, тем, например, выше производительность труда);

· Качества ресурса и т.д.

 

Эластичность спроса на фактор. Построение формулы эластичности аналогично построению формулы эластичности спроса на товар.

Е = процентное изменение объема фактора/процентное изменение цены фактора

Е = Δ F/F: Δ PF/PF (5.1)

 

Факторы, эластичности спроса:

1. Темпы сокращения предельного продукта фактора (МРF). Чем медленнее сокращается МРF, тем медленнее снижается спрос на фактор (кривая спроса на фактор тождественна кривой предельного продукта фактора в денежном выражении - МRРF).

2. Степень взаимозаменяемости фактора. Чем выше степень его заменяемости, тем выше эластичность.

3. Эластичность спроса на продукт, производимый с помощью данного фактора. Чем выше эластичность продукта, тем выше эластичность фактора.

4. Доля затрат на фактор в общих издержках. Чем выше удельный вес этих затрат, тем выше эластичность спроса на фактор.

 

Правило наименьших издержек – издержки минимизируются в том случае, когда последняя денежная единица, затраченная на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продует.

MRP1/P1=MRP2/P2=…=MRPN/PN (5.2)

В этой ситуации складывается оптимальная комбинация факторов, обеспечивающая максимизацию выпуска.

Правило максимизации прибыли – фирма должна использовать дополнительные единицы фактора до тех пор, пока прирост совокупного дохода от использования дополнительной единицы больше прироста совокупных издержек, связанных с привлечением этой единицы.

MRР=MRС (5.3)

Кривая спроса на фактор совпадает с кривой предельного продукта фактора в денежном выражении (МRРF). Кривая имеет отрицательный наклон вследствие закона убывающей отдачи. В условиях неконкурентного рынка это обстоятельство дополняется тем, что фирма-монополия или участник рынка монополистической конкуренции для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, вынуждена снижать цену.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал