Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика периода новорожденности
В соответствии с возрастной периодизацией период новорожденности длится 1, 5-2 месяца. Характерными особенностями периода новорожденности являются: - малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная) - органы чувств достаточно сформированы для функционирования - определенный набор рефлексов (защитные, ориентировочные - зрительное, слуховое сосредоточение; атавистические – хватательные, сосательные, опорные) - ребенок выделяет взрослого как необходимого посредника при контакте с окружающим и как источник удовлетворения потребностей - у ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. - здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (способностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Появление комплекса оживления считается началом младенчества. Комплекс оживления включает в себя: - замирание и длительное сосредоточение – долгий пристальный взгляд на взрослого - улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка - двигательное оживление - вокализации – вскрики, гукание, гуление. Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Л.С.Выготским.Особенности кризиса новорожденности: -переход от пренатального к постнатальному развитию: изменяется тип жизни и тип развития ребёнка, изменяются законы его развития (возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности); -перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; -воздействие на нервную систему ребёнка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, -потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Кризис новорождённости обнаруживается в моментах инволюции развития, например в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированности системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса– начало прибавления в весе. Социальная ситуация развития (ССР) периода новорождённости характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Все потребности ребёнка удовлетворяются через взрослого. Психологический смысл кризиса – без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребёнка потребности в общении и соответствующих средств. Разрешение кризиса новорождённости осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования– комплекса оживления, появление которого свидетельствует об окончания периода новорожденности и вступлении в период младенчества.
|