Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические принципы и стратегии научных исследований в детской психологии.






при изучении детской психологии пользуются следующими принципами:

 

1) гуманизма и педагогического оптимизма. Главное содержание его выражается в требовании " Не навреди! "

2) научности и объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии

3) детерминизма. Любое психическое явление взаимосвязано с другими, объясняется комплексом внешних и внутренних причин: условиями жизни, воспитанием, особенностями социального окружения

4) единства сознания и деятельности. Сознание формируется в деятельности, " руководит" ею, а усложнения деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание.

5) развития психики, сознания в деятельности. Все психические особенности ребенка находятся в становлении, основным условием их проявления и развития является деятельность.

6) историзма (генетический подход к изучению психики ребенка). При изучении явлений детской психологии необходимо с выяснять, как они возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослым, ее деятельности и общения со сверстниками.

7) комплексности, системности и последовательности. Изучение ребенка должно происходить последовательно, через определенные промежутки времени.

8) тщательности и регулярности. Соблюдение его предусматривает детальное, системное отслеживание процесса формирования психики детей с использованием соответствующих методов исследования;

9) возрастного, индивидуального и личностного подхода. Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным.

Три основные стратегии

1. исследование путем " поперечных срезов" 2. " продольное изучение" и 3.изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая стратегия).

Поперечный срез - массовые исследования, при которых полученные результаты суммируются и усредняются. Достоинство: за короткое время можно получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, установить как влияет определённый фактор на основные тенденции псих. развития. Недостаток: почти ничего нельзя узнать о самом процессе развития, его природе и движущих силах, невозможно учесть индивидуальные особенности.

Продольный срез - изу. развития одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков жизни; в основном ограниченное небольшим числом испытуемых. + даёт возможность установить качественные изменения в псих. развитии, личности ребёнка и выявить их причины. - результаты на изучении небольшого числа детей опасно распространять на всех детей.

Экспериментально-генетическая стратегия - не просто описание и измерение того/иного псих. явления, а стремление его активно сформировать, исходя из предпосылок о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. На основе - создаются эффективные методы обучения и воспитания детей.

Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых Л.С. Выготским, согласно которым ведущую роль в психическом развитии играет обучение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал