Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике.
Дидактика отечественной педагогики (Е. Водовозова, В.И. Логинова, П.Г.Саморукова, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, К.Д.Ушинский и др.)
Водовозова Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе. Водовозова видела главную цель воспитания в формировании будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества, а потому требовала от педагогов и родителей гуманного отношения к детям, наличия у них профессиональных знаний, творчества. Воспитание, по ее мнению, должно начинаться с колыбели и строиться на основе идей народности.
Логинова обосновала применение принципа системности в обучении детей дошкольного возраста. Система знаний возникает на определенном этапе, когда дети осваивают предметы, их свойства и особенности. Система знаний создается путем выявления сущности объекта, в котором выделяются взаимосвязанные компоненты. Система знаний строится как переход от простой системы к более сложной. Такая система называется иерархической. В. И. Логинова выявила, что создание иерархических систем знаний для детей включает следующие этапы: выбор центрального явления в той или иной области действительности и понятия, раскрывающего его сущность (например, труд как центральное явление социальной действительности и понятие о труде как деятельности человека по созданию материальных и духовных благ);
Саморукова -, предлагается принцип системности знаний, который современными педагогами трактуется в двух направлениях: во-первых, как систематизация знаний, во-вторых, как построение системных знаний.
ТИХЕЕВА Тихеева создала программу обучения детей в «детском саду по методу Тихеевой» Тихеевой были выделены основные разделы образовательной работы: знакомство с окружающим миром и природой, развитие речи, математика, сенсорное воспитание. Проделанная работа показала, что дошкольник обучается в процессе всей жизнедеятельности, участвуя вместе со взрослыми в труде, играх. Но не все содержание образования может быть освоено ребенком в повседневной жизни, нужны специальные занятия, на которых ребенок осваивает более трудное содержание. Е. И. Тихеевой было показано, что занятие должно быть связано с детской деятельностью: у малышей – с игрой, у старших дошкольников – с активной познавательной деятельностью, трудом-игрой. Обучение на занятии должно быть организовано как свободный диалог воспитателя с группой детей, и с каждым ребенком.
Усова (1898-1965) разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. В труде «Обучение в детском саду» (1958) доказана целесообразность обучения детей на занятиях, необходимость программы обучения.
Начиная с 1980–х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ. В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно—методические указания под названием «Руководство для воспитателей детских садов». Оно включало 7 разделов. 1. Физическое воспитание. 2. Игра. 3. Развитие речи. 4. Рисование. 5. Лепка и занятия с другими материалами. 6. Музыкальные занятия. 7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний. Война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Тем не менее в 1944 г. были приняты новый устав и новое руководство для воспитателей. Существенным улучшением этого руководства было то, что виды деятельности детей указывались в соответствии с возрастными группами. В 1954 г. состоялось переиздание руководства для воспитателей, продолжилась интенсивная работа по созданию программно—методического подхода к воспитанию. Большая заслуга в этом принадлежит Александре Платоновне Усовой (1888–1965). Особую известность получили ее методические работы «Занятия в детском саду», «Обучение в детском саду». В 1963–1964 гг. разработана и апробирована первая комплексная программа «Воспитание в ДС». В результате совершенствования этой программы была создана программа «Воспитание и обучение в ДС». С середины 1980–х гг. в нашей стране произошли радикальные изменения во всех сторонах жизни общества, в том числе в системе образования. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. В 1983 г. был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. Л.Н. Толстой. их творческие и нравственные возможности раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке непринужденности и сотрудничества, эмоциональной привлекательности идея свободного воспитания. Считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. . Взрослые должны давать только материал, чтобы они могли развиваться. Он идеализировал природу детей. воспитания любви и привычки к труду Является создателем учебных книг " Азбука", " Книга для чтения" Л.С. Выготский. Подчеркнул ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считал их решающей силой развития. обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития». Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития. Д.Б. Эльконин. Одним из важнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, что процессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что, воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежать собственно воспитательного процесса. А.В. Запорожец. Выдвинул идею амплификации (от англ. amplify — расширять, увеличивать) — обогащения, подпитывания развития психики и личности через специально организованную систему обучения и воспитания. Н.Н. Поддъяков. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью В.Т. Кудрявцев. Развивающее дошкольное образование. учет культурно-исторического и психологического своеобразия современного детства; опора на принцип междисциплинарного подхода; опора на принцип междисциплинарного подхода; единство непрерывного развивающего образования; единство непрерывного развивающего образования; реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы. реализация идеи единства развивающей и оздоровительной работы. направления программы: развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие культуры движений и оздоровительная работа; развитие художественно-эстетической культуры; развитие художественно-эстетической культуры
|