Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов: 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды: — кризис новорожденности; — младенчество (2 месяца — 1 год); — кризис одного года; — раннее детство (1 — 3 года); — кризис трех лет; — дошкольный возраст (3 — 7 лет); — кризис семи лет; — школьный возраст (8—12 лет); — кризис 13 лет; — пубертатный возраст (14—17 лет); — кризис 17 лет. Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев); 2) дооперационная стадия (от 1, 5–2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет); 4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет). Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина: 1) младенчество (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до 3 лет); 3) младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5 лет); 4) старший дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 6) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 7) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет). Психосексуальное развитие по З.Фрейду состоит из: 1) оральной (младенчество) – 0-1 год 2) анальной (раннее детство) – 1-3 года 3) фаллической (дошкольное детство) – 3-5 лет 4) латентной (младший школьный возраст) – 5-12 лет 5) генитальной (подростковый и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12-18 лет Периодизация В.И. Слободчикова: 1.Оживление (от рождения до 12 мес).; 2. Одушевление (от 11 мес.- 6, 5 лет); 3. Персонализация (от 5, 5 до 18 лет); 4. Индивидуализация (от17 до 42 лет); 5. Универсализация (от 39 до стар.) [5]. А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды: 1. Эпоха детства 3-7лет – преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде. 2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность. 3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество. Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов: 1) доверие – недоверие (1 год); 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года); 3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет); 4) умелость и неполноценность (6-11 лет; 5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики); 6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни); 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст); 8) целостность и безнадежность.
|