Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте
Мотив - это то, что побуждает человека к той или иной деятельности, это то, ради чего она совершается. Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. На 3-5 неделе ребенок проявляет интерес к окружающему миру, это проявляется в зрительном сосредоточении. В 2, 5 месяца проявляется потребность в общении, эмоциональных контактах, стремлении находиться среди других людей, потребность в безопасности. К концу 1 года жизни появляется потребность в автономности. В младенческом возрасте проявляется потребность в новых впечатлениях (восприятие всего нового). В этом возрасте формируются предвестники мотивационного поведения ребенка (мотивы достижения). Складываются поведенческие повторения, благодаря которым ребенок испытывает удовольствие (7 мес. Перекладывает предмет из руки в руку; 8 мес. – стучит предметом о предмет, манипулирует 2-3 предметами), ребенок повторяет те действия, которые ему нравятся. На 1 году жизни появляется потребность в доброжелательном общении. В 2 года наступает период интенсивного развития мотивационной сферы ребенка. Предпосылки развития: 1. Развитие речи. 2. Общение ребенка со сверстниками и взрослыми. 3. Включение ребенка в многообразные виды деятельности. Структура мотивации у ребенка 2-3 лет аморфна, так как мотивы и потребности сменяются в случайном порядке. Мотивы сменяются во времени не поддаваясь сознательному контролю ребенка. Кризис 3 лет свидетельствует о признании в уважении, ребенок стремиться выразить свое право на самостоятельность, автономию; удовлетворенность помогает осознать свою значимость, делает его более уверенным в себе. Это способствует формированию у ребенка чувства самоуважения (базовая потребность). Неудовлетворенность формирует зависимость, неуверенность, беспомощность, пассивность, агрессивность, чувство униженности. Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе. В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт — возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношения к взрослому как к образцу поведения. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства. В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Соподчинение мотивов. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям Характеристика мотивационной сферы к концу дошкольного возраста: - интерес к миру взрослого, к новым видам деятельности; - сохранение видов деятельности с окружающими; - мотивы личных достижений, самолюбия; - соревновательный мотив; - познавательные мотивы; - нравственные мотивы(сочувствие, соучастие, желание сделать приятное другому, принести пользу).
|