Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
· Нравственность - не врожденное свойство человека, а важнейшая область воспитания и его существенный результат. Целью нравственного воспитания является формирование человека, который должен жить не для себя, а для других людей. На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Особенности нравственного развития в младенческом возрасте: - предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совместным действиям, доброжелательность, потребность во внимании; - выделение положительных способов поведения у малыша происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым; - вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции; - на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения. Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве: - нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения ко взрослому; - выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов со взрослым; - выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создает основу для нравственного развития малыша; - требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша - ситуативности и импульсивности; - нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены; - у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим; - нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое; - формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности; - создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть: - объективной и в то же время тактичной - ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнивание его с другими детьми -дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. - систематичной, а не даваться от случая к случаю; - включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: - у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; - возрастает действенность нравственных представлений; - возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
|