Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс дифференциации детских коллективов
Коллектив - группа людей, взаимно влияющих др на др и связанных м/дусобой общностью соц-о обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностьюсредств деятел-ти, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простаягруппа. (Коджаспирова). Требования, предъявляемые к коллективу(Немов) 1) успешно справляться с возложенными на него задачами. 2) иметь высокую мораль; 3) отличаться хорошими человечотнош; 4) создавать для каждого своего члена возможнразв как личности; 5) быть способным к творчеству; 6) иметь сложившуюся дифференцир систему различных деловых и личных взаимоотн, строящихся на высокой нравств основе. Критерии (Р. С. Немов, 1995): 1) нравственность –нормы и ценностях общечел морали; 2) ответственность 3) открытость- умен. Взамодействие с др коллект.; 4) коллективизм – забота о членах коллектива; 5) контактность – доверительные взаимоотн; 6) организованность – взаимозамен, бесконфлраспредел обязанностей 7) информированность – понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совмдеятел; 8) эффективность – качественное и своевременное решение задач. Общение детей в коллективе в процессе совместной деят-ти происходит взаимное обогащение и развитие (обмен инфо, согласов общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, способность понимать состояния и мотивы поступков др.формэмпатия, соц чуткость.)Через сопоставление с другими-осознание себя как субъекта деятельности.
60. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация. Акселерация - ускорение роста и развития детей и подростков, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. Амплификация — максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка, подразумевающее «обогащение» содержания детского развития (А. В. Запорожец) наиболее значимыми для ребенка формами и способами. Среди основных причин акселерации можно указать следующие: Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Для младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет — это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации.
61. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.
Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет. Источниками возникновения и развития: 1.Практика общественной жизни. 2.Практика физического воспитания. 3.Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личност 4.Постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры и спорта 5.Результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах. Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. 1. Показатели телосложения которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.2.Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. 3.Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.) Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, п Физическое совершенство —подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физ.воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную. Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы. Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка. Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология) Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития ребенка. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания/ Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.
|