Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании детей






 

В настоящее время существует 2 подхода, 2 парадигмы отношения человека к окружающему миру и взаимодействия в нем:

· Антропоцентрический. Члк рассматривается в центре всего живого. Суть - потребительское отношение к природе.

· Биокоцентрический. Природа, живое в центе. Члк только часть природы, а мера всех вещей это уникальность жизни. Потребности члка согласуются с экологической разумностью и экологическими требованиями.

В соответствие с новым биокоцентрическим подходом на мировом уровне была выдвинута экологическая концепция, т.е. система взглядов, подтвержденных рядом документов о взаимодействии человеческого сообщества с миром природы.

Концепция общего экологического образования

В соответствие с Болонским соглашением европейской стратегии образования: экологическое образование рассматривается как одно из значимых направлений образования в планетарном масштабе.

Современное экологическое образование как гуманитарная культурно-творческая модель, отражающая современные теоретико-методологические идеи:

· идея самоценности живого, неживого и мыслящего, отражающая аксиологический подход к современной картине жизни;

· идея единства члка и природных основ;

· идея личностного становления члка в процессе взаимодействия с миром природы;

· идея субъектности, предполагающей, что в центре внимания находится развитие субъектного опыта члка, который включает индивидуальный и всеобщий опыт общенияс природно-культурным окружением;

· идея проблемно-творческой направленности содержания экологического образования;

· идея сознательной направленности экологического образования в контексте жизнетворчества, объединяющая существующие стратегии экологизации образования (природоохранная, ресурсоохранная, валеологическая и т.д.);

· идея глубинного диалога личности с природой, партнерства, равноправия в противовес идеологии покорения, борьбы, господства.

Аксиологический подход раскрывает культуру как явление, отражающее духовную природу человека, духовные ценности и нравственные нормы человечества.

Деятельностный подход видит в культуре проявление активной креативной и разумной природы человека.

Концепция экологического образования – как основа образования для устойчивого развития.

Устойчивое развитие-удовлетворение потребностей сегодняшнего поколения (людей) с тем расчетом, чтобы не лишать будущие поколения возможностей удовлетворять их будущие потребности.
- Понятие «Устойчивое развитие» вошло в употребление мирового сообщества в 1987 году

 

Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ

Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.Г. Ашиков, С.Н. Ашикова, Н.А.Рыжова, П.Г. Саморукова и др.) см. программы 73 вопрос

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой,

Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов

По мнению В.А. Зебзеевой экологическое развитие личности понимается как качественные личностные экологические новообразования, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой (экологической картине мира), экологической позиции, направленности личности, экологичности – принципиально нового свойства личности.
В работах Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста.

По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание, способствуют становлению личностных качеств.

Концепция экологического образования дошкольников, базирующаяся на:
- теоретических положениях отечественных психологов (А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Новоселовой и других) и результатах исследований педагогов в области экологического образования дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Б.Ф. Терентьевой, Н.Н. Кондратьевой и других); доступности, системности,

Основные положения концепции:
- экологическое образование дошкольников является уникальной, самоценной, специфической и неотъемлемой ступенью системы непрерывного экологического образования;
- специфика дошкольной ступени как " первого этапа системы непрерывного экологического образования определяется психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики;
- при отборе содержания экологического образования дошкольников учитываются три группы принципов: общедидактические, специфические для экологического образования; специфические для данного возраста: научности,

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал