Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании детей
В настоящее время существует 2 подхода, 2 парадигмы отношения человека к окружающему миру и взаимодействия в нем: · Антропоцентрический. Члк рассматривается в центре всего живого. Суть - потребительское отношение к природе. · Биокоцентрический. Природа, живое в центе. Члк только часть природы, а мера всех вещей это уникальность жизни. Потребности члка согласуются с экологической разумностью и экологическими требованиями. В соответствие с новым биокоцентрическим подходом на мировом уровне была выдвинута экологическая концепция, т.е. система взглядов, подтвержденных рядом документов о взаимодействии человеческого сообщества с миром природы. Концепция общего экологического образования В соответствие с Болонским соглашением европейской стратегии образования: экологическое образование рассматривается как одно из значимых направлений образования в планетарном масштабе. Современное экологическое образование как гуманитарная культурно-творческая модель, отражающая современные теоретико-методологические идеи: · идея самоценности живого, неживого и мыслящего, отражающая аксиологический подход к современной картине жизни; · идея единства члка и природных основ; · идея личностного становления члка в процессе взаимодействия с миром природы; · идея субъектности, предполагающей, что в центре внимания находится развитие субъектного опыта члка, который включает индивидуальный и всеобщий опыт общенияс природно-культурным окружением; · идея проблемно-творческой направленности содержания экологического образования; · идея сознательной направленности экологического образования в контексте жизнетворчества, объединяющая существующие стратегии экологизации образования (природоохранная, ресурсоохранная, валеологическая и т.д.); · идея глубинного диалога личности с природой, партнерства, равноправия в противовес идеологии покорения, борьбы, господства. Аксиологический подход раскрывает культуру как явление, отражающее духовную природу человека, духовные ценности и нравственные нормы человечества. Деятельностный подход видит в культуре проявление активной креативной и разумной природы человека. Концепция экологического образования – как основа образования для устойчивого развития. Устойчивое развитие-удовлетворение потребностей сегодняшнего поколения (людей) с тем расчетом, чтобы не лишать будущие поколения возможностей удовлетворять их будущие потребности.
Концепция экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.Г. Ашиков, С.Н. Ашикова, Н.А.Рыжова, П.Г. Саморукова и др.) см. программы 73 вопрос Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях СВ. Алексеева, О.В. Васильевой, Н.Н. Вересова, Н.Ф. Виноградовой, Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов По мнению В.А. Зебзеевой экологическое развитие личности понимается как качественные личностные экологические новообразования, проявляющиеся в ценностных ориентациях, экологическом опыте взаимодействия с природой (экологической картине мира), экологической позиции, направленности личности, экологичности – принципиально нового свойства личности. По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры оказывают влияние на развитие мыслительных операций дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (сравнение, обобщение, классификация), развивают память и внимание, способствуют становлению личностных качеств. Концепция экологического образования дошкольников, базирующаяся на: Основные положения концепции:
|