Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права ребенка на семью






Каждая семья-это часть государства

Аристотель

Семья является и остается естественной средой для физического, психического, социального и духовного развития ребенка, его материального обеспечения и несет ответственность за создание надлежащих условий для этого. Она должна выступать основным источником материальной и эмоциональной поддержки, психологической защиты, средством сохранения, передачи национально-культурных и общечеловеческих ценностей будущим поколениям. В первую очередь, семья должна привлекать детей к образованию, культуре и прививать общечеловеческие нормы общественной жизни. Основными методами сохранения и укрепления здоровья в условиях семьи должно стать профилактика заболеваний и соблюдения определенных гигиенических правил в повседневной жизни, оптимальная физическая активность, закаливание организма, полноценное питание, предотвращение вредных явлений - курению, алкоголизму и т.д. [13, с.58 -68].

Все государственные и общественные институты должны поддерживать усилия родителей или лиц, их заменяющих, направленные на обеспечение соответствующих условий для воспитания, образования, развития здорового ребенка.

Важнейшим условием для развития ребенка является его воспитания в семье. Это очевидно, поэтому не случайно, что Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. содержит перечень норм, которые должны обеспечивать защиту семьи. Ребенок с самого рождения имеет право знать своих родителей и пользоваться их заботой (ст.7). Право ребенка на заботу со стороны родителей может быть реализовано только при условии добровольного и независимого выполнения родителями своих обязанностей.

Взаимные права и обязанности между родителями и детьми возникают на основании происхождения ребенка от этих родителей, заверенном в установленном законом порядке.

В случае, когда родители ребенка на время его рождения состоят в зарегистрированном браке, происхождение ребенка подтверждается записью о браке родителей. В таких случаях, как правило, проблем не возникает. Даже после смерти отца, если ребенок рождается до истечения 10-месячного срока, лицо умершего записывают отцом. Это правило распространяется и на случаи расторжения брака, если иметь в момент рождения ребенка не вступила в новый брак. В этом случае отцом ребенка записывают нового мужа матери.


В случае, когда родители новорожденного не состоящих в зарегистрированном браке, то отец может обратиться с совместным заявлением с матерью ребенка в органы ЗАГСа и просить признать его отцом.

Если же отец не соглашается добровольно признать происхождения этого ребенка от него, то это обстоятельство может установить суд по заявлению матери, опекуна ребенка, лица на иждивении которого находится ребенок. В случае несогласия матери подать совместное заявление с отцом в орган ЗАГСа, обратиться в суд с требованием установить кто отец. Таким правом закон наделяет и ребенка, но лишь с достижением им 18 лет. Кроме того, важное значение имеют экспертизы (в частности, судебно-медицинская, судебно-биологическая и др.).. Особое значение приобретает генетическая экспертиза, поскольку процент ошибки в такой экспертизе совсем незначительный. Именно эта экспертиза почти достоверно подтверждает отцовство или материнство. Итак, в случае подтверждения происхождения ребенка от этих родителей между ними возникают взаимные права и обязанности.

Согласно ст. 58 Российские родители и дети обязаны оказывать взаимную моральную поддержку и материальную помощь друг другу. Права и обязанности между родителями и детьми могут быть личного и имущественного характера.

Личные права и обязанности детей лишены денежного содержания, их нельзя оценить и в деньгах. Они тесно связаны с лицом: их нельзя подарить, отказаться от них. В целом эти права и обязанности продолжаются до достижения ребенком 18 лет, или до времени бракосочетания, они также прекращаются со смертью одной из сторон.

Согласно ст.61 родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, духовном и моральном развитии, обучении, готовить их к труду.

Когда ребенок рождается, он имеет право получить имя. Согласно статьей 62 и 63 имеют право и обязанность назначать фамилии, имя и отчество ребенка. Если родители имеют общую фамилию, то эта фамилия получает и ребенок. Если у родителей фамилии разные, выбора имени закон ограничений не устанавливает, но родители должны очень ответственно отнестись к решению этого вопроса, чтобы в будущем не возникало для ребенка негативных последствий. Также можно присвоить ребенку двойное имя.


 

С достижением ребенком 16 лет она может обратиться в ЗАГС с заявлением с просьбой изменить ее фамилию или имя и отчество.

Родители имеют право определить место жительства детей. Дети могут временно проживать у родственников, как правило, у бабушки и дедушки, но это обстоятельство не лишает их родителей и не снимает обязанности по воспитанию.

Согласно статье 17 Гражданского кодекса России местом жительства несовершеннолетних, не достигших 15 лет, признается место жительства их родителей.

Право ребенка на заботу со стороны родителей может быть реализовано только при условии добровольного и независимого выполнения родителями своих обязанностей. Суд, например, может лишить родительских прав отца и мать, взыскать с них алименты, осудить их за уклонение от уплаты, но заставить родителей заботиться о своих детях невозможно. К отцовству и материнству нужно готовить с раннего возраста, прежде всего, на примере собственных родителей, их отношения к ребенку и выполнении родительских обязанностей вообще. [9, с.51-80]

В Конвенции ООН о правах ребенка провозглашается, что ребенок не будет разлучен с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, предусмотренных законом. В Конвенции говорится также о признании места проживания ребенка. Если родители не могут договориться об этом, суд решает, с кем остается ребенок.

Ст.10 Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что в случае развода родителей ребенок имеет право поддерживать контакты с ними. Когда такое разлучение вызвано задержанием, заключением или смертью кого-то из родителей, государство должно предоставить ребенку или родителям информацию о месте нахождения отсутствующего члена семьи. [12c.8]

Родители должны совместно решать вопросы воспитания детей. Когда родители проживают отдельно, то тот из родителей, проживающего с ребенком, не должен препятствовать для общения с ребенком другого родителя. Если родители не могут прийти к согласию по этому вопросу, то следует обратиться в органы опеки и попечительства, а дальше в суд.

В случае, когда ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения, она имеет право на особую защиту и помощь государства, как это предусмотрено в ст. 20 Конвенции [12, с.12]. Имущественные права и обязанности между родителями и детьми могут возникать по поводу имущества, которым владеет семья, а также по поводу получения алиментов. Родители управляют имуществом детей до достижения ими 18 лет или до момента их бракосочетания, потому что с этого времени они могут самостоятельно совершать все действия связанные с имуществом. У родителей и детей может быть совместная собственность. Родители должны содержать своих детей до 18 лет.

Проблема семейной жизни, отношения между родителями и детьми являются очень сложными. В литературе их часто называют " вечными вопросами" и присваивают им романы, пьесы, повести. Эти отношения влияют на характер, взгляды и жизненную позицию растущего, помогают ей стать гармоничной и целостной или препятствуют ее развитию.

Лучшим путем жизни семьи, безусловно есть понимание, уважение, сознательное соблюдение всеми ее членами правовых и моральных норм по отношению друг к другу. В такой семье дети и родители будут счастливы, сохранят благодарность и готовность помогать друг другу до глубокой старости и в любых ситуациях жизни [14, с.16-2]. 1.2.3 Право на образование

Образование играет в жизни человека очень важную роль. Благодаря этому у человека формируется характер, взгляды на жизнь, общественные интересы и собственные принципы. Образование - своеобразный грунт каждого человека.

Права ребенка лучше можно понять тогда, когда их узнают в действии. Ежедневная школьная жизнь дает определенный опыт и может усилить формальное изучение таких абстрактных понятий, как свобода, право, толерантность, справедливость и истина. Школьное образование, обучение вообще - это отдельная сфера общественно-правовых отношений, которые регулируются специальными нормативными актами: статьями Конституции России, Законами России " Об образовании", " Об общем среднем образовании", Уставом школы и любого соответствующего учебного заведения и т.п.. Развитие ребенка обеспечивается осуществлением его права на образование. Это право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Конвенции о правах ребенка. В Конвенции о правах ребенка говорится не только о школьном образовании. Вопрос рассматривается значительно шире: подразумевается доступ ребенка к средствам массовой информации в целом, в том числе - в детские (ст.17).

Российское государство пытается обеспечить доступность образования. Это означает, что учиться может каждый. Учебные заведения есть практически во всех населенных пунктах, в них принимают все, кто живет в России - независимо от социального и имущественного положения, этнического происхождения, национальности, расы, вероисповедания и состояния здоровья.

Доступность обеспечивается также созданием условий для выбора профиля обучения в соответствии с интересами и способностями ребенка, различными формами обучения: дневной, вечерней, заочной, экстерном.

Минимальные требования Конвенции о правах ребенка в этом плане сводится к введению обязательной и бесплатной начального образования. На реализацию ее положений был направлен Закон России " Об образовании" 1993 года, который установил обязательное школьное обучение детей от 6-7 и до 15 лет. Все степени школьного обучения бесплатные, Конституция России 1993 года значительно расширила право детей на образование. Согласно ст.53 Конституции полное общее образование обязательно. Государство гарантирует его доступность и бесплатность [9, с.52-118]. Так, государством провозглашено бесплатное образование, что обеспечивается разветвленной сетью государственных учреждений образования. Вместе с тем, в последнее время все большее распространение получают учебные заведения, основанные на частной и коммунальной собственности, а также в государственных учреждениях часть студентов учатся на платной основе. Но общество даже не задумывается, что это является дискриминацией прав ребенка, нарушением закона и Конвенции о правах ребенка. Трудно переоценить п.2 ст.28 Конвенции ООН о правах ребенка, предписывающий обеспечивать школьную дисциплину только методами, которые не нарушают принципа уважения человеческого достоинства ребенка. Таким образом, государство должно поддерживать школьную дисциплину, но методами, которые не унижают достоинство ребенка. Законом России " Об образовании" и другими нормативными документами устанавливаются права и обязанности учеников и учителей. Следуя им, можно достичь урегулирования частых конфликтов между этими сторонами и соблюдение и контроля закона с обеих сторон.

Согласно статье 51 ученики имеют право:

-Выбирать профиль обучения, индивидуальные программы, внеклассные занятия; вносить предложения по вопросам организации и условий учебно-воспитательного процесса, отдыха, быта учащихся;

-Пользоваться учебной, производственной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной базой учебного заведения;

- На защиту от любых форм физического и психического насилия;

-Обжаловать в случае несогласия четвертную, летнюю, итоговую оценку в совет образовательного учреждения в месячный срок и сдать экзамен по соответствующему предмету;

- Участие в юношеских и молодежных организациях;

-Принимать участие в научно-исследовательской, конструкторских, экспериментальной или иных видах научно-практической деятельности: конференциях, олимпиадах, конкурсах, спектаклях;

-Лично или через своих представителей участвовать в общественном самоуправлении учебного заведения.

Вместе с тем ученики имеют следующие обязанности:

-Соблюдать законодательство, моральные и этические нормы;

-Систематически и глубоко овладеть знаниями, повышать

общекультурный уровень;

-Соблюдать правила внутреннего распорядка, поддерживать

учебную дисциплину;

-Бережно относиться к имуществу учреждения образования;

-Заботиться о собственной гигиене и опрятный внешний вид.

Государство должно следить за тем, чтобы образование обеспечивало развитие личности, талантов и способностей ребенка в наиболее полном объеме воспитания, уважения к правам и свободам человека, уважение к родителям, культурной самобытности, языка, национальных ценностей страны, в которой проживает ребенок, страны происхождения ребенка, подготовку к сознательной жизни в свободном обществе.

Но полностью реализовано право на образование в нашей стране?

Теперь появилось немало коммерческих учебных заведений. Это, конечно, хорошо, что дети могут получить глубокие знания, чем в обычных школах. Но многие дети из малообеспеченных семей не могут учиться там, где бы они хотели, поскольку родители не имеют возможности заплатить за обучение. А в обычных школах еще довольно часто встречаются учителя с авторитарным подходом к обучению, они требуют, чтобы дети были тупыми с отсутствием собственного мнения. В школе действует принцип " Учитель всегда прав", которыми бессмысленными бы ни были его требования, и никто не считает нужным поинтересоваться и мнением ученика. Часто ребенок не имеет возможности отстаивать свою позицию. А детям хотелось бы видеть рядом с собой доброжелательных наставников, к которым можно было обратиться как к старшим товарищам за советом, поддержкой, поговорить о чем-то волнующе и наболевшем, почувствовать, что учитель проникается твоими проблемами.

Что же касается высшего образования... В Конвенции, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и других международных документах отмечается, что высшее образование должно быть одинаково доступным для всех в соответствии со способностями каждого. В последнее время в России стало широко распространенная коммерческая форма обучения, сделала доступным обучение на престижных факультетах в вузах для некоторых слоев населения. Но чем выше интеллектуальный потенциал страны, тем более развитой будет эта страна. Образование позволяет обеспечить социальную защиту, уменьшить безработицу. Государство должно быть заинтересовано в высокой образованности своих граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал