Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязательственное право по ГГУ 1896 г.






Обязательственное право регулируется нормами второй книги ГГУ (§§ 241—853). Поместив обязательственное право раньше вещного и тем самым нарушив традиционный порядок гражданско-правовых институтов в пандектистике, составители ГГУ подчеркнули возросшее значение гражданского оборота, интересы которого получают приоритет перед институтами собственности и владения. Вторая книга содержит общие правила об обязательствах (содержание, установление, прекращение, исполнение и др.), а также нормы об отдельных гражданско-правовых договорах (купля-продажа, мена, заём, дарение, аренда, наём жилого помещения, ссуда, оказание услуг, подряд, маклерский договор, хранение и др.). Кроме того, в книге имеются нормы о неосновательном обогащении и так называемых недозволенных действиях — деликтах. Юридическое содержание многих видов договоров определяется Торговым кодексом, в частности, комиссии, экспедиции, складского хранения, перевозки; действуют также отдельные законодательные акты в сфере страхования и авторских прав.

В соответствии со взглядами составителей в ГГУ отсутствуют дефиниции как обязательства, так и договора. Отдельные общие нормы содержатся в § 145 («Лицо, предложившее другому лицу заключить договор, связано этим предложением, за исключением случаев, когда оно оговорило, что предложение его не связывает») и § 241 («В силу обязательства кредитор вправе требовать от должника исполнения обязательства. Исполнение обязательства может состоять также в воздержании от действия»). ГГУ не содержит отдельной нормы о свободе договора (праве сторон заключать любые договоры, в том числе не предусмотренные законодательством), однако принцип свободы договора часто упоминается в Мотивах к проекту БГБ и последовательно проводится в его нормах. Отдельные ограничения свободы договора предусмотрены нормами о дееспособности физических лиц, об обязательной письменной форме отдельных видов договоров, о запрете заключать договоры, нарушающие требования закона, о недействительности отдельных сделок и др.

Значительное место в ГГУ отведено деликтному праву (§§ 823—853). В результате причинения вреда возникают внедоговорные обязательства — обязательства из причинения вреда. В понятие имущественного вреда включается как прямой ущерб, так и упущенная выгода. Норма § 823 гласит: «Лицо, противоправными умышленными или небрежными действиями причинившее вред жизни, телесной неприкосновенности или здоровью, посягнувшее на свободу, право собственности или иное право другого лица, обязано возместить потерпевшему понесенные вследствие этого убытки». В качестве обязательного условия ответственности предусмотрен принцип вины: «Лицо, которое в бессознательном состоянии или в состоянии болезненного расстройства психической деятельности, исключающем сознательное волеизъявление, причинит вред другому лицу, не отвечает за этот вред» (§ 827).

Содержание права собственности по ГГУ 1896 г.

Третья книга ГГУ «Вещное право» (§§ 854—1296) регулирует права на движимые и недвижимые вещи. Основное место в вещном праве ГГУ занимает право собственности; кроме него, в систему вещных прав входят владение и так называемые права на чужие вещи — залог, сервитуты, узуфрукт и некоторые другие. Объектом вещных прав является имущество, прежде всего вещественные элементы (вещи). Согласно § 90 ГГУ вещами признаются лишь материальные предметы; доктрина и практика относят к разряду имущества и нематериальные объекты — ценные бумаги, патенты и др.

Общая норма ГГУ, характеризующая право собственности, — § 903, согласно которому «собственник вещи может, если тому не препятствуют закон или права третьих лиц, распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять любое вмешательство». Таким образом, кодекс выделил два основных правомочия собственника: позитивное — распоряжаться вещью по своему усмотрению и негативное — устранять других лиц от воздействия на неё. Такая характеристика права собственности (обширное господство над вещью и исключительность этого господства) носит традиционное римское происхождение. Тем не менее обширная правовая власть собственника имеет определённые ограничения. В частности, собственник животного при осуществлении своих полномочий должен учитывать особые предписания об охране животного (§ 903), собственник вещи не имеет права воспретить другому лицу воздействие на эту вещь, если такое воздействие необходимо для предотвращения наличной опасности и предполагаемый вред существенно превысит вред, нанесённый собственнику вследствие воздействия на вещь (§ 904), собственник земельного участка не может воспретить действия, осуществляемые на такой высоте или глубине по отношению к его участку, что устранение воздействия не представляет для него интереса (§ 905), собственник земельного участка не может воспретить проникновения к нему с другого участка газов, паров, запаха, дыма, копоти, тепла, шумов сотрясения и иных подобных воздействий, если они не влияют или незначительно влияют на использование участка (§ 906)].

В качестве самостоятельного института ГГУ регулирует владение, уделяя ему значительное внимание. Конструкция германского владения существенно отличается от римского и французского. По учению римских юристов основными элементами владения (лат. possessio) считались corpus (фактическое господство над вещью) и animus (намерение, воля обладать вещью); для этой конструкции характерно различие между владением и держанием (лат. detentio), унаследованное Кодексом Наполеона (ст. 2228). БГБ отверг римскую волевую конструкцию и установил, что «владение вещью приобретается достижением фактической власти над вещью» (§ 854). Соответственно, норма § 856 гласила: «Владение прекращается, если владелец откажется от фактической власти над вещью или иным образом лишится её». Устранив волевой элемент, германский законодатель резко расширил область владения: владельцами стали признаны некоторые категории недееспособных лиц (например, дети) и ряд лиц, обладающих вещами на договорной основе (арендаторы, залогодержатели, хранители и др.). Признав владельцем помимо собственника лицо, временно обладающее вещью на основе обязательственных отношений, законодатель «удвоил» владение, создав особую конструкцию непосредственного и опосредованного владения: как гласит § 868, «если лицо владеет вещью в качестве узуфруктуария, залогодержателя, арендатора, нанимателя, хранителя или на основании иного подобного правоотношения, в силу которого оно вправе или обязано по отношению к другому лицу временно владеть определённой вещью, то последнее также является владельцем (опосредованное владение)». Устранив из владения римский волевой элемент, ГГУ существенно расширил сферу владельческой защиты: в частности, согласно § 858 лицо, которое лишает владельца его владения помимо воли последнего или препятствует ему в осуществлении владения, действует противоправно (запрещённое самоуправство), за исключением случаев, когда законом разрешается подобного рода лишение или воспрепятствование.

 

43. Содержание и особенности “революции Мейдзи” 1867–1868 гг. в Японии.

В середине XIX в. в Японии наступил глубокий социально-политический кризис из-за разложения феодального строя. Земля находилась в собственности крупных феодалов (280 даймё), которые имели своих вассалов. Феодалы, в свою очередь, находились в зависимости от самого крупного феодального дома Токугава (они владели 1\3 всех земель). Крестьянство было задавлено поборами, в стране регулярно происходили восстания. Во внешней политике сохранялся курс на закрытость Японии от любых иностранных вляний, насаждалась ксенофобия. В 1853 г. под угрозой расстрела городов Японии из пушек эскадры американских кораблей адмирал Перри выдвинул ультиматум, и в результате был заключен торговый договор на американских условиях. После этого Япония была вынуждена заключить договоры и с европейскими державами. Возникла реальная угроза колонизации, что привело к сочетанию антифеодальной борьбы с национально-освободительной.

Главой государства был император, но его власть номинальна. Реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим армии и начальником всего аппарата государственного управления (он имел исполнительно-распорядительские, фискальные и законодательные функции). С XVII в. в Японии правили сёгуны из дома Токугава, поэтому название этой эпохи в истории страны - Токугавский сёгунат.

С 1860-х гг. начинается борьба за реформы, в которой принимали участие и князья с самураями (во главе), и молодая буржуазия, и крестьяне с ремесленниками и рабочими. Задача: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1867 г. руководители движения потребовали у сёгуна Кэйки немедленной передачи власти императору 15-летнему Муцухито и объявили сбор военных сил в его поддержку. Сёгун направил против них верные ему войска, но потерпел поражение в 1868 г. и капитулировал. В результате было официально объявлено о восстановлении императорской власти. По названию времени правления императора Муцухито эти события получили название " реставрация Мэйдзи".

После революции были проведены реформы во всех сферах с учетом опыта Европы и США. Было введено формальное равенство граждан перед законом и устранено все, что сковывало личную свободу. В 1872 г. было узаконено право частной собственности на землю и разрешалась ее купля-продажа. В городах были упразднены цеха и гильдии и устранена регламентация ремесла и торговли. Аннулированы неравноправные международные договоры. В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. Армия была реорганизована по германскому образцу, а флот - по английскому. Введена всеобщая воинская повинность. Учреждены министерства по отдельным отраслям управления. Чиновников стали назначать конкурсной основе. Вводилось новое административно-территориальное устройство: страна была разделена на губернии с примерно одинаковым населением. Губернатор назначался правительством и был ответственен перед ним, а при нем создавалось совещательное собрание. В 1881 г. была образована либеральная партия, в 1882 г. появилась партия конституционных реформ.

С 1870-х гг. стала проводиться реорганизация судебной системы. В 1890 г. был принят закон об учреждении единых для всей страны судов: 298 округов, 49 губернских, 7 апелляционных и Высокий имперский суд. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и практический опыт. Провозглашалась несменяемость судей, но предусматривались меры финансово-административного воздействия на них. Учреждались прокуратура и адвокатура. В 1890 г. был принят уголовно-процессуальный кодекс. В нем определялось, что следствие должно проводиться на принципах гласности, устности и состязательности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал