Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Японии 1889 г.






В основу японской конституции 1889 г. были положены прусская и германская конституции. Особа императора " священна и неприкосновенна". Ему вверялась верховная власть со всей широтой полномочий: он назначал министра-президента и по его представлению остальных министров, которые не зависели от парламента. Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом (требовалось обязательное утверждение его указов). В промежутках между сессиями император издавал указы, которые имели силу закона, но на ближайшей сессии парламент должен был их одобрить (если не одобрял, они считались недействительными). Император созывал парламент и закрывал его, мог отсрочить парламентские заседания, обладал правом роспуска палаты депутатов.

Парламент состоял из двух палат: пэров (члены императорской фамилии, титулованная знать, лица по назначению императора) и депутатов (избирались). Избирательными правами пользовались мужчины с 25 лет (кроме военнослужащих), уплачивающие 15 иен прямого налога и обладающие полуторагодовым цензом оседлости. Обе палаты и правительство обладали законодательной инициативой. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Парламент утверждал бюджет, но если споры по нему затягивались, то правительство могло применять бюджет прошлого года. Депутаты обладали парламентской неприкосновенностью, но только за мнение, высказанное в палате. Арест депутатов допускался.

Управление осуществлял кабинет министров, который находился в зависимости от императора и его приближенных. Учреждался тайный совет, в который входили все министры и 15 приближенных императора. Совет обсуждал по указанию императора важнейшие государственные дела. Существовал также гэнро - совет старейшин из нескольких человек, не предусмотренный конституцией, но он оказывал большое влияние на императора.

Отдельная глава конституции была посвящена правам и свободам подданных: гарантировались неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний, союзов, доступ к государственным должностям, тайна переписки и т.д. Но свободы определялись определенными законом случаями.

45. Движение за введение конституционного правления в Китае в конце XIX ст. “Сто дней реформ”.

Движение за реформы совпало с обострением борьбы в лагере правящей маньчжурской феодальной верхушки между сторон­никами императора Гуансюя и кликой Цыси. Сторонники им­ператора склонялись к сближению с реформаторами, рассчи­тывая таким путем оттеснить клику Цыси и укрепить свою власть. В начале 1898 г. Гуансюй, ознакомившись с программой Кан Ювэя, одобрил его планы. 11 июня был издан императорский указ «О планах государства», провозглашавший политику ре­форм. Проекты реформ были разработаны Кан Ювэем, Лян Цичао, Тань Сытуном и другими деятелями, получившими те­перь доступ к политической власти.

В течение 103 дней, с 11 ию­ня по 21 сентября 1898 г., которые вошли в историю Китая под именем «ста дней реформ», реформаторы, опираясь на поддержку Гуансюя, пытались осуществить свои планы. За это время были изданы указы, предусматривавшие реор­ганизацию государственного аппарата и сокращение числен­ности «знаменных» войск, провозглашалось, что на государст­венные посты будут назначаться «талантливые люди из народа». В указах говорилось о поощрении национального желез­нодорожного строительства, фабрично-заводской промышленно­сти, ремесла, об улучшении техники сельского хозяйства. Они предусматривали серьезные преобразования в области культу­ры: реорганизацию школ, открытие специальных технических училищ, разрешение свободной организации издательств и на­учных обществ, освобождение всех газет от налогов. Подготав­ливалось открытие Пекинского университета.

Однако политика реформаторов встретила решительное со­противление реакционеров, объединившихся вокруг Цыси. Боль­шинство чиновников в центре и на местах саботировали выпол­нение императорских указов о реформах. Единственным реальным успехом реформаторов в этот период было завоевание ус­ловий для легальной деятельности их организаций и пропаган­ды их идей. Но реакция, в руках которой находились армия и государственный аппарат, быстро перешла в наступление. В не­которых провинциальных городах были разгромлены помещения обществ и редакций газет реформаторов. В столице про­тивники реформ, возглавляемые Цыси и генерал-губернатором столичной провинции Жун Лу, готовили переворот.

В этой сложной обстановке реформаторы пытались прив­лечь на свою сторону офицеров «новой армии» во главе с ее командиром Юань Шикаем, рассчитывая при их помощи пре­дотвратить захват власти кликой Цыси. Однако Юань Шикай, видя слабость реформаторов, выдал их планы Цыси. 21 сентяб­ря клика Цыси совершила дворцовый переворот. Гуансюя от­странили от власти и заточили в одном из дворцов. Тань Сытун и несколько других видных реформаторов были казнены. Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг, а Лян Цичао — в Японию. В течение месяца почти все указы о реформах были отменены правительством Цыси.

Поражение реформаторов не было случайностью. Социаль­ную опору движения составляли верхушечные слои буржуазии, которые сами вышли из помещичьей среды и были еще очень слабы. Реформаторы были далеки от народа, боялись развер­тывания массовой борьбы. Отсюда соглашательская тактика Кан Ювэя и большинства его соратников, их монархизм и при­верженность маньчжурской династии. Кан Ювэй любил ссы­латься на «реформы Мэйдзи» в Японии. Но ведь они были ре­зультатом незавершенной буржуазной революции. К тому же обстановка в Китае в конце XIX в. коренным образом отлича­лась от обстановки периода «преобразований Мэйдзи» в Япо­нии. Китай стал уже полуколонией, здесь сложился единый фронт империализма и внутренней феодальной реакции. В этих условиях только демократическая революция, осуществленная при участии широчайших народных масс, могла бы открыть путь к подлинному обновлению Китая.

Несмотря на поражение, реформаторское движение конца XIX в. имело важное прогрессивное значение. Его целью было создать необходимые предпосылки для независимого капитали­стического развития страны. Реформаторы выступали зачинате­лями буржуазно-национальной идеологии и буржуазно-нацио­нального движения в Китае.

 

46. “Союзная лига” Сун Ятсена. Синьхайская революция 1911 г. в Китае.

Тунмэнхой – Союзная лига – китайская революционная организация, созданная Сунь Ятсеном в 1905 году в Японии на базе Синчжунхоя и других антиманьчжурских организаций.

В Тунмэнхой входили представители средней и мелкой городской буржуазии, китайских помещиков (выступавших против маньчжурского правительства), крестьянства. Программа Тунмэнхоя, в основе которой лежали выработанные Сунь Ятсеном принципы национализма, народовластия и народного благосостояния, включала следующие требования: свергнуть маньчжуров, восстановить суверенитет Китая, создать республику, осуществить уравнение прав на землю. Последнее требование трактовалось в духе утопических идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа (фиксация цены на землю и передача дифференциальной ренты государству). Тунмэнхой являлся первой общекитайской буржуазно-революционной партией. Его отделения были созданы в каждой провинции Китая, а также во многих странах, где проживали китайские эмигранты.

Тунмэнхой подготовил и провел ряд вооруженных восстаний в Южном и Центральном Китае, являлся ведущей политической силой Синьхайской революции, в результате которой была свергнута маньчжурская монархия и провозглашена республика. После Учанского восстания правые элементы Тунмэнхоя стали склоняться к компромиссу с лидером китайской контрреволюции Юань Шикаем, отдав ему в конце концов власть. В феврале 1912 года, после отречения Цинской династии, Тунмэнхой принял новую программу, в которой лозунг «прав за землю» был заменен абстрактным, требованием «государственного социализма». Программа также предусматривала введение всеобщего образования, уравнение в политических правах мужчин и женщин, требование равноправия Китая в области международных отношений. В августе 1912 года Тунмэнхой объединился с несколькими политическими организациями либеральной буржуазии, в результате чего возникла партия Гоминьдан.

Синьхайская революция – буржуазная революция 1911—13 в Китае, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики; началась в год «синьхай» по старому кит. календарю (отсюда название). Была вызвана исторической необходимостью уничтожить гнёт иноземной маньчжурской монархии, консервировавшей феодальные порядки в политической и общественно-экономической жизни страны, а также засилье иностранного империализма. Её движущими силами были национальная буржуазия, городская мелкая буржуазия, крестьянство, рабочие, либеральные помещики. Большую роль в её подготовке сыграла деятельность революционной организации Тунмэнхой. Началом Синьхайская революция явилось победоносное восстание войск 10 октября 1911 в г. Учан (см. Учанское восстание). К концу ноября 1911 в 15 провинциях Южного, Центрального и Северного Китая было свергнуто господство маньчжурской монархии. В результате экономической слабости и политической незрелости революционного крыла буржуазии к власти во многих провинциях пришли представители либеральной буржуазии и либеральных помещиков. Оказавшись в трудном положении, маньчжурский двор по совету китайской феодальной реакции и американско-английской дипломатии призвал к власти крупного китайского феодала, создателя реакционной бэйянской (северной) армии — генерала Юань Ши-кая, назначив его 2 ноября 1911 премьер-министром и главкомом действующей армии. Юань Ши-кай стал проводить политику лавирования между Цинской династией и революционерами в интересах китайской феодально-компрадорской реакции и международный империализма. Руководители республиканского лагеря пошли на переговоры с правительством Юань Ши-кая (официально начались в Шанхае 18 декабря 1911). 26 декабря 1911 из эмиграции на родину вернулся главный руководитель Тунмэнхоя Сунь Ят-сен. 29 декабря собрание делегатов от восставших провинций (в Нанкине) избрало его временным президентом Китайской республики (вступил в должность 1 января 1912). Империалистические державы не признали Нанкинского правительства, отказали ему в передаче причитающихся денежных отчислений из контролируемых ими кит. морских таможен, грозили прямой вооруженной интервенцией. Соглашательское большинство деятелей революционного лагеря требовало от Сунь Ят-сена передачи поста президента Юань Ши-каю. Пролетариат не играл самостоятельной политической роли, в стране отсутствовало активное крестьянское движение. 12 февраля 1912 маньчжурский император отрекся от престола, а 13 февраля 1912 Сунь Ят-сен под давлением внешней и внутренней контрреволюции вынужден был заявить о своей отставке (ушёл с поста 1 апреля 1912). 15 февраля 1912 Нанкинское собрание делегатов избрало Юань Ши-кая временным президентом.

Опираясь на помощь международный империализма и кит. реакции, используя поддержку либеральных кругов и слабость буржуазной демократии, Юань Ши-кай начал готовиться к установлению единоличной военной диктатуры. Ставка Тунмэнхоя и его преемника — партии гоминьдан (создана в августе 1912), не имевшей опоры в широких народный массах, на буржуазно-демократическую временную конституцию (принята Нанкинским собранием 10 марта 1912) как на одно из основных средств предотвращения военной диктатуры не могла спасти революцию от поражения. В конце марта 1913 по тайному приказу Юань Ши-кая был убит гоминьдановский кандидат в премьер-министры — Сун Цзяо-жэнь. 27 апреля 1913, вопреки воле парламента, юаньшикаевское правительство для укрепления своего финансового положения подписало с империалистическим банковским консорциумом соглашение о займе в 25 млн. ф. ст. Это явилось началом открытого государственного переворота. Сунь Ят-сен призвал народ к антиюаньшикаевскому восстанию (см. «Вторая революция»), но оно в августе 1913 было подавлено бэйянскими войсками. В стране установилась военно-феодальная диктатура Юань Ши-кая.

Юридическое содержание реформы по отмене крепостного права в Российской империи.

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I, но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал